Меню   Нарушения законности, допускаемые органами местного самоуправления при издании нормативных актов   Обращение прокурора

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ

Выберете интересующую Вас прокуратуру или структурное подразделение областного аппарата:

Все новости

 

Нарушения законности, допускаемые органами местного самоуправления при издании нормативных актов

 

В 2015 году прокурорами оспорено 2 609 незаконных муниципальных нормативных актов,  в том числе 212 уставов муниципальных образований.  

         Большинство из них затрагивали права, свободы человека и гражданина, вопросы предоставления муниципальных услуг, проведения муниципального контроля, муниципальной службы, налогообложения,  оплаты труда.

Администрациями 8 сельских поселений Котовского района (постановление администрации Моисеевского сельского поселения и др.) с превышением компетенции, определенной Федеральным законом «О добровольной пожарной охране» приняты постановления о создании и организации деятельности добровольной пожарной дружины.

На основании протеста прокурора Новониколаевского района отменено распоряжение главы Серпо-Молотского сельского поселения о введении ограничения на движение транспортных средств в весенний период на срок, превышающий допустимый 30 - дневный. 

По требованию прокурора Киквидзенского района изменен утвержденный администрацией района регламент услуги по продлению срока действия разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В нарушение Градостроительного кодекса РФ он обязывал заявителей представлять оригиналы разрешений на строительство объекта капитального строительства, документы, подтверждающие начало строительства, копию проекта организации строительства с обоснованием увеличения срока действия разрешения на строительство.

В связи с истребованием излишних документов для предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию оспаривались административные регламенты  муниципальных образований, расположенных на территории  Быковского, Иловлинского, Калачевского, Камышинского, Кумылженского, Серафимовичского и многих других районов.

Регламент муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность или аренду юридическим и физическим лицам – собственникам зданий, сооружений на территории Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района не определял срок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, предусматривая при этом незаконные основания для отказа в предоставлении услуги в нарушение Земельного кодекса РФ. По протесту прокурора акт изменен.

Представительные органы поселений Суровикинского района установили не соответствующие Налоговому кодексу РФ сроки уплаты земельного налога, неправомерно обязав индивидуальных предпринимателей уплачивать авансовые платежи. Нарушения при издании нормативных актов в этой сфере допускали органы местной власти муниципальных образований Быковского, Клетского, Нехаевского, Новоаннинского, Руднянского, Среднеахтубинского, Фроловского, Чернышковского и других районов.

Органы местного самоуправления нередко вторгались в компетенцию органов власти вышестоящего уровня, осуществляя правовое регулирование в сфере обращения с отходами. Примером тому служат постановление администрации Красноярского сельского поселения Котельниковского района об утверждении Инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп,  решения представительных органов г.г. Котово и Волгограда об утверждении нормативов накопления (образования) твердых бытовых отходов, в том числе, в целях их сбора и вывоза.

Прокурором Среднеахтубинского района при изучении решения районной Думы об оплате труда работников администрации установлено, что данным актом уменьшен объем выплат муниципальным служащим. Однако решение введено в действие с 01.01.2015, т.е. нормативному акту придана обратная сила, чем нарушены права граждан. По протесту прокурора района в решение внесены необходимые коррективы, права муниципальных служащих восстановлены.

Прокурором Калачевского района указывалось на несоответствие Положения об условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий, утвержденного решением Думы Советского сельского поселения, п. 2 ст. 278 и ст. 349.3 Трудового кодекса РФ, поскольку им не был ограничен размер компенсационных выплат в случае прекращения трудового договора с руководителем предприятия по инициативе собственника имущества этого предприятия.

Четыре органа власти сельских поселений Старополтавского района утвердили схемы размещения нестационарных торговых объектов, что входит в полномочия муниципального района.

Волгоградская городская Дума в Правилах распространения наружной рекламы и рекламы на муниципальном транспорте, на станциях скоростного трамвая с превышением компетенции регулировала вопросы размещения рекламы на объектах культурного наследия, при этом собственники рекламной конструкции незаконно обязывались осуществлять уборку территории в радиусе 3 метров от места установки рекламной конструкции.

Повсеместно органы муниципальной власти за пределами своих полномочий  утверждали порядки присвоения, изменения и аннулирования адресов, правила содержания домашних, выпаса и содержания  сельскохозяйственных животных.

Зачастую местные акты приводятся в соответствие с изменившимся федеральным и региональным законодательством лишь после вмешательства прокурора.

Только с учетом этого скорректированы положения об осуществлении муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального земельного контроля органами власти г.Волгограда; муниципального жилищного контроля – руководителями муниципальных образований Быковского, Иловлинского, Калачевского, Камышинского, Клетского, Новоаннинского, Ольховского, Среднеахтубинского, Урюпинского районов, и также г. Волгограда.

Отсутствие в муниципальных нормативных актах порядка возврата получателем субсидий ее остатков, не использованных в отчетном финансовом году (ст. 78 БК РФ), послужило основанием для применения мер реагирования прокурорами Городищенского, Дубовского, Калачевского и других районов.

По требованию прокуроров с учетом изменившегося федерального законодательства корректировались акты по вопросам муниципальной службыуточнялись запреты для муниципальных служащих заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующими субъектами; обязанности лиц, замещающих муниципальные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов муниципалитетами Алексеевского, Быковского, Городищенского, Даниловского, Дубовского, Калачевского, Камышинского, Киквидзенского, Клетского, Нехаевского, Николаевского, Новоаннинского, Новониколаевского, Светлоярского, Урюпинского, Фроловского районов, Михайловским городским округом.

Несмотря на проводимую методическую работу, вызывает нарекания состояние законности уставов муниципальных образований.

 Управлением Министерства юстиции РФ по области, государственно-правовым  управлением администрации региона и прокуратурой области  совместно подготовлен проект модельного устава муниципальных образований, который регулярно актуализируется. Прокуратурой области на места направляются аналитические данные Управления юстиции по области об уставах, не приведенных в соответствие с изменившимся федеральным законодательством. Необходимые меры принимаются территориальными прокурорами.

Однако длительное время не отвечает требованиям федерального законодательства Устав Городищенского городского поселения в связи с отсутствием представительного органа, признанного судом неполномочным. На протяжении года не был принят в окончательном варианте проект решения об изменении устава Успенского поселения Нехаевского района ввиду политических и организационных причин, по требованию прокуратуры области прокурором района применен необходимый комплекс мер реагирования, 29.03.2016 решение о внесении изменений в устав поступило на регистрацию в Управление юстиции.

Нуждается в повышении качество проектов нормативных актов, направленных на актуализацию уставов муниципальных образований. Органы местного самоуправления зачастую не включают в проекты положения, направленные на приведение уставов в соответствие со всеми изменениями федерального законодательства. Указанное обстоятельство неоднократно служило основанием для отказа Управлением юстиции в регистрации решений о внесении изменений в уставы муниципальных образований, в том числе в минувшем году.

Наряду с этим орган юстиции отказывал в регистрации решений, принятых представительными органами местного самоуправления с нарушением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по следующим причинам:

- неверного исчисления сроков рассмотрения таких решений (Мокроольховское сельское поселение Котовского района, Озеркинское сельское поселение Киквидзенского района, Морецкое сельское поселение Еланского района, Захаровское сельское поселение Котельниковского района, Тростянское сельское поселение Новоаннинского района, Палласовское городское поселение);

- невыполнения требования о проведении публичных слушаний (Даниловский муниципальный район);

 - отсутствия необходимого кворума на заседаниях представительных органов местной власти (Александровское сельское поселение Иловлинского района).

Обеспечение законности муниципальных нормативных актов является одним из ключевых направлений деятельности органов прокуратуры.  

 

Прокурор Волгоградской области государственный советник юстиции 3 класса - Ершов Максим Олегович

 

Прокурор Волгоградской области

государственный советник

юстиции 2 класса

Ершов
Максим Олегович

Уважаемые посетители сайта!

Мы рады видеть вас на официальном представительстве прокуратуры Волгоградской области в сети Интернет.

Органы прокуратуры вот уже несколько столетий стоят на страже закона, защищая интересы личности и государства. Осуществляя надзор во всех сферах жизнедеятельности общества, в качестве приоритетных направлений деятельности прокуратура Волгоградской области для себя определяет защиту социальных прав граждан, борьбу с преступностью и противодействие коррупции.

С основными результатами этой работы Вы можете ознакомиться на сайте. Здесь же можно обратиться с жалобой через интернет-приемную, ознакомиться с планом проверок субъектов предпринимательства и получить иную полезную информацию. Сайт прокуратуры Волгоградской области открыт для общения с Вами в круглосуточном режиме. Уверен, что совместными усилиями мы обеспечим надежное правовое поле для развития региона

 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
 
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес: 400075, Россия,

г. Волгоград, ул. Историческая, 124

ВНИМАНИЮ ЗАЯВИТЕЛЕЙ!

Телефон дежурного прокурора:
(8442) 31-04-73
Факс: (8442) 31-03-88