400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

В 1 полугодии 2012 года в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
В указанный период выявлено 4230 нарушений закона. По протестам прокуроров отменено 693 незаконных правовых акта. В целях устранения нарушений закона внесено 947 представлений, по рассмотренным - 1034 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности. Эффективность составила 109 %.
В суд направлено 438 исков, объявлено 47 предостережения, наказано в административном порядке по постановлениям прокуроров 277 лиц. В следственные органы в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 59 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании. По материалам общенадзорных проверок возбуждено 46 уголовных дел. 
Во исполнение решения президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24.05.2011 № 25 и поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации продолжена проверка соблюдения обязанности представлять сведения о доходах государственных служащих, реализующих полномочия по контролю и надзору, а также разрешительные функции. 
В текущем году организована проверка достоверности сведений о доходах госслужащих 19 федеральных органов исполнительной власти. На сегодняшний день рассмотрено 6 представления, 23 лица привлечено к дисциплинарной ответственности. 
Особое внимание в ходе проверок уделяется исполнению должностными лицами, реализующими контрольно-надзорные, разрешительные функции требований о предотвращении конфликта интересов.
В указанных целях анализируются должностные обязанности государственных служащих органов исполнительной власти субъекта, с учетом сферы деятельности, территории обслуживания, и сопоставляются с данными о близких родственниках (род занятий, наличие прав на объекты недвижимого имущества, в том числе государственного и муниципального).
По результатам проверок выявлены факты осуществления должностными лицами контрольно-надзорные полномочия в отношении предприятий возглавляемых их близкими родственниками. 
Организована проверка исполнения государственными и муниципальными служащими, уволившимися со службы в 2011 году, а также их новыми работодателями обязанности предусмотренной ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». В настоящее время возбуждено 38 административных производств по ст. 19.29 КоАП РФ (привлечено 16 лиц, общая сумма назначенного штрафа 880 тыс. руб.), внесено 33 представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по рассмотренным - 6 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. 
В конце 2011 года в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы противодействия коррупции, государственной и муниципальной службы, а также статус выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления внесены значительные изменения. 
Прокуратурой области проведен анализ нормативно-правовой базы субъекта, результатом которого стал внесенный в Волгоградскую областную Думу законопроект «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. № 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области". Горрайпрокурорами аналогичная работа проводилась по поручению аппарата в отношении муниципальных правовых актов.
Реализация антикоррупционных механизмов, особенно связанных с внедрением новых технологий, обеспечивающих открытость деятельности органов местного самоуправления, происходит не без вмешательства органов прокуратуры. 
В соответствии п.3 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Прокуроры в судебном порядке понуждали органы местного самоуправления создать официальные сайты для размещения информации о деятельности органа местного самоуправления.
В анализируемый период времени в результате проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции, государственной и муниципальной службе выявлено 1713 нарушений, опротестовано 395 правовых актов, направлено 149 исков, внесено 385 представлений, по результатам рассмотрения которых, привлечено к дисциплинарной ответственности 438 должностных лиц, к административной ответственности по постановлениям прокурора привлечено 97 лиц, о недопустимости нарушения закона предостережено 16 лица, возбуждено 22 уголовных дел по материалам общенадзорных проверок.
Среди наиболее распространенных нарушений можно выделить представление недостоверных и неполных сведений о доходах, а также неисполнение обязанностей установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции. Несоблюдение государственными (муниципальными) служащими запретов и ограничений в настоящее допускаются муниципальными служащими в единичных случаях. 
Надзор за исполнением бюджетного законодательства является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры области. 
Данная работа проводится в тесном взаимодействии с органами финансового контроля, осуществляемом в различных формах. Прокуратурой области заключены и исполняются соглашения с контрольно-счетной палатой области, Территориальным управлением Росфиннадзора, аналогичные соглашения подписаны горрайпрокурорами на местном уровне, регулярно проводятся совместные проверки, совещания, заседания рабочих групп, обеспечено поступление материалов проверок (ревизий).
В текущем году выявлено 546 нарушений бюджетного законодательства коррупционного характера, опротестовано 120 правовых актов, в суды направленно 87 исков, внесено 109 представлений, по рассмотренным в дисциплинарном порядке привлечено к ответственности 105 должностных лиц, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 11 лиц, предостережено 11. По материалам прокурорских проверок возбуждено 14 уголовных дел коррупционной направленности, связанных с хищением бюджетных средств.
Характерными в указанной сфере являются нарушения связанные с незаконными выплатами за счет бюджета надбавок и премий, оплата штрафов наложенных на должностных лиц, расходование средств не по целевому назначению. Также в ходе проверок выявлялись нарушения, требующие уголовно-правовой оценки.
В связи с изменениями в федеральном и региональном законодательстве, определяющем статус контрольно-счетных органов муниципальных образований, потребовалось внесения изменений в уставы муниципальных образований Волгоградской области и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность контрольно-счетных (контрольных, ревизионных) органов. Горрайпрокуроры в этом процессе принимали непосредственное участие путем разработки модельных проектов нормативных актов, принесения протестов, направления исков о понуждении к исполнению требований законодательства. 
В ходе проверок исполнения бюджетного законодательства особое внимание уделяется целевому расходованию средств. Выявлялись факты расходования должностными лицами бюджетных учреждений средств на иные цели.
В ходе проверок выявлялись преступления, спряженные с причинением ущерба региональному и муниципальным бюджетам. 
В первом полугодии 2012 года органами прокуратуры выявлено 725 нарушений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, опротестовано 10 правовых актов, в суды направленно 35 исков, внесено 192 представления, по результатам рассмотрения в дисциплинарном порядке привлечено к ответственности 262 должностных лица, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 91 лицо, объявлено предостережений - 20, возбуждено 4 уголовных дела по материалам направленным в порядке ст. 37 УПК РФ.
Особе внимание в текущем году уделяется выявлению нарушений законодательства о размещении заказов в сферах жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, дорожного строительства, образования, производства и оборота медицинского оборудования, фармацевтических препаратов. 
В сфере жилищно-коммунального хозяйства размещение заказов зачастую сопряжено с нарушением установленных законом процедур и порядка их осуществления. 
Установление эффективного взаимодействия с контролирующими ведомствами в целях выявления преступных злоупотреблений, связанных с расходованием бюджетных средств при размещении государственных и муниципальных заказов, является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры области.
На постоянной основе осуществляется взаимодействие и обмен ин-формацией с оперативными службами результатом, которого стало возбуждение ряда уголовных дел. 
28.05.2012 года прокуратурой Городищенского района руководителю Городищенского МРСО СУ СК по Волгоградской области для решения вопроса об уголовном преследовании направлено постановление в порядке ст.37 УПК РФ в отношении директора МУ «Образование Городищенского муниципального района» Кудиновой С.Е.
Проверкой, проведенной сотрудниками прокуратуры с привлечением сотрудников УЭБиПК ГУ МВД России по Волгоградской области установлены нарушения при проведении аукциона по предоставлению услуг по аренде легковых автомобилей с экипажем для нужд Городищенской районной Думы Волгоградской области в 2010 году.
В ходе проверки установлено, что директор МУ «Образование Городищенского муниципального района» Кудинова С.Е., являясь депутатом Городищенской районной думы в апреле 2010 года способствовала своему мужу, работающему в должности начальника отдела подготовки населения по вопросам ГО ЧС комитета гражданской защиты населения администрации Волгоградской области Кудинову Н.В. стать победителем в открытом аукционе на право заключить муниципальный контракт по оказанию транспортных услуг депутатам Городищенской районной Думы.
В период времени с апреля по ноябрь 2010 г. Кудинова С.Е. изготовила ряд поддельных документов об использовании ею автомобиля под управлением Кудинова Н.В. для исполнения депутатских полномочий, по которым из бюджета произведена оплата фактически невыполненных услуг в общей сумме 94000 рублей. В указанный период времени Кудинов Н.В. транспортные услуги Кудиновой С.Е. не оказывал.
Таким образом, в действиях депутата Городищенской районной Думы Кудиновой С.Е. усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ. Возбуждено уголовное дело.
В анализируемый период выявлено 355 нарушений законодательства об использовании государственного и муниципального имущества. Опротестовано 53 правовых акта, в суды направлено 100 исков, внесено 68 представлений по результатам рассмотрения которых, привлечено к дисциплинарной ответственности 57 лиц, по постановлениям прокуроров привлечено к административной ответственности 21 лицо. По материалам направленным в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ возбуждено 1 уголовное дело.
В 2012 году районными прокурорами в арбитражный суд направлено 5 заявлений о привлечении глав сельских поселений к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства (непроведение конкурсных процедур) при заключении сделок по распоряжению муниципальным имуществом (удовлетворены, назначено наказание в виде штрафа в размере 15 тыс. руб. каждому). 
Так решением арбитражного суда Волгоградской области от 30.05.2012 удовлетворено заявление прокурора Светлоярского района о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ главы Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района.
Основанием для возбуждения административного производства послужило решение УФАС по Волгоградской области, которым признан факт нарушения администрацией сельского поселения ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении с ОАО «Сбербанк России» договора аренды нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью, без проведения торгов.
Выявлялись нарушения при использовании и распоряжении федеральным и муниципальным имуществом. 
Прокуратурой области проводятся проверки направленные на установление коррупционных проявлений при организации уполномоченными органами контрольных и надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Всего в первом полугодии текущего года органами прокуратуры области выявлено 326 нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, в целях устранения которых внесено 81 представление, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 75 должностных лиц, по инициативе прокурора к административной ответственности привлечено 29 должностных лиц, принесено 46 протестов, в суды предъявлено 12 заявлений.
В ходе проведения вышеуказанных проверок выявлялись нарушения законодательства, свидетельствующие о возможных коррупционных проявлениях, в органах, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия.
Так, рядом органов контроля игнорировались ограничения в части проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности не чаще одного раза в три года. 
В анализируемом периоде прокуратурой области усмотрены основания для предъявления заявления в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий органа контроля по проведению проверки деятельности субъекта предпринимательской деятельности и отмену её результатов.
Так, при рассмотрении жалобы директора ООО «Волжский бисквит» прокуратурой области установлено, что на протяжении последних 2-х лет деятельность хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения законодательства об охране окружающей среды оценивалась двумя органами контроля, обладающими сходными полномочиями - Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области и Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации области.
В этой связи в Арбитражный суд Волгоградской области направлены заявления о признании проверки, организованной в марте текущего года Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области, незаконной, а также об отмене её результатов. В настоящее время дела находятся на рассмотрении суда.
В следственные органы направлено 59 материалов для решения вопросов об уголовном преследовании в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Возбуждено 46 уголовных дел. 
В текущем году 1 юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст. 19.28. КоАП РФ, еще одно дело находится на рассмотрении.
По инициативе Михайловского межрайонного прокурора возбуждено производство об административном правонарушении в отношении ОАО «Филоновский».
Основанием для возбуждения административного дело послужил приговор Михайловского районного суда от 03.10.2011 в отношении Лукшина А.В. осужденного по ч.2 ст.291 УК РФ к лишению свободы сроком на пять лет с испытательным сроком на три года. Приговор вступил в законную силу 29 ноября 2011 года. 
16.03.2011 Лукшин А.В., являясь генеральным директором ОАО «Мясокомбинат «Филоновский», действуя от имени и в интересах указанного юридического лица, передал заместителю начальника 3 МРО ОРЧ ГУВД по области Парецкому А.Д. денежные средства в виде взятки в размере 100000 рублей за совершение последним заведомо незаконного действия – прекращения проведения проверки в отношении ОАО «Мясокомбинат «Филоновский», после чего был задержан сотрудниками милиции.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 36 от 02.02.2012 г. ОАО «Филоновский» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19 28 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 1 млн. руб.
В 1 полугодии 2012 года выявлено 626 преступлений коррупционной направленности, возбуждено 469 уголовных дел. 
За истекший период к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности привлечено 162 лица.
В 1 полугодии 2012 г. судами области за совершение преступлений коррупционной направленности осуждено 120 лиц 
Также за 6 месяцев 2012 года к уголовной ответственности привлечено 8 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, из них: 
- должностных лиц органов исполнительной власти – 4;
- глав муниципальных образований – 2;
- глав местных администраций, не являющихся главами муниципальных образований – 1;
- депутатов (членов) выборного органа местного самоуправления – 1.
За этот же период осуждено 25 должностных лиц правоохранительных органов, из них: сотрудников МВД РФ – 17; сотрудников ФССП РФ – 7; сотрудников ФСИН РФ – 1. 
В том числе осуждено руководителей следственного органа, следователей, дознавателей (всего) – 3, все сотрудники органов внутренних дел.
За анализируемый период выявлено 531 нормативный правовой акт, содержащий коррупциогенные факторы, из них 470 (АППГ-323) одновременно противоречили закону. В указанных нормативных правовых актах выявлено 574 коррупциогенных фактора. 
В целях устранения коррупциогенных факторов принесено 462 протеста, в суды общей юрисдикции и арбитражный суд направлено 3 заявления, внесено 6 представлений, 58 требований об исключении из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов, 3 информации. В результате вмешательства прокуроров коррупциогенные факторы исключены из 473 нормативно-правовых актов.
По сферам правового регулирования, выявленные коррупциогенные НПА можно классифицировать следующим образом: о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина – 144, о государственной муниципальной собственности – 49, о государственной и муниципальной службе -68, о бюджете-136, налогового-9, землепользовании- 30, градостроительного-14, о природопользовании-12, о лицензировании- 1, о социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы – 10.
В основной своей массе в текущем году коррупциогенные факторы выявлялись в нормативных правовых актах регулирующих права и свободы граждан.
В адрес начальника Управления государственного строительного надзора администрации Волгоградской области 28.05.2012 внесено требование о внесении изменений в административный регламент Управления по исполнению государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного приказом от 26.04.2012 N735 (далее – Регламент), путём устранения коррупциогенных факторов.
В связи с тем, что указанный Регламент требовал от заявителя предоставление дополнительного пакета документов при неопределенных условиях. Согласно пункту «в» части 3, пункту «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N96, выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти (их должностных лиц), а также юридико-лингвистическая неопределенность являются коррупциогенными факторами.