400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

За указанный период выявлено 4254 нарушения закона. По протестам прокуроров отменено 809 незаконных правовых актов. В целях устранения нарушений закона внесено 1042 представлений, по рассмотренным — 1166 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

В суд направлено 479 исков на сумму 3509 тыс. руб., объявлено 82 предостережения, наказано в административном порядке по постановлениям прокуроров 229 лиц. В следственные органы в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 74 материала для решения вопроса об уголовном преследовании. По материалам общенадзорных проверок возбуждено 57 уголовных дел.

В сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции существенное внимание уделялось работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Выявлялись административно наказуемые деяния, связанные с привлечением к труду бывших государственных и муниципальных служащих с нарушением требований антикоррупционного законодательства. Исковая работа в указанной сфере была направлена на понуждение органов местного самоуправления к принятию и опубликованию нормативных правовых актов, предусмотренных ст. 8 и ст. 12. Федерального закона «О противодействии коррупции».

Значительное число нормативных актов, регламентирующих противодействие коррупции, требовали прокурорского вмешательства, так как противоречили федеральному законодательству, необоснованно сужали круг лиц, обязанных сдавать сведения о доходах, а также недостаточно четко регламентировали деятельность комиссий по конфликту интересов.

В истекшем периоде прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе, противодействии коррупции в части соблюдения установленной ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее сведения о доходах) за 2009 и 2010 годы.

Проверка работы кадровых служб по исполнению обязанностей о проверке достоверности сведений показала полное бездействие указанных подразделений в минувшем году, вместе с тем нарушения требований закона о предоставлении полных и достоверных сведений имеют распространенный характер.

В текущем году прокуратурой области проведена проверка достоверности и полноты предоставленных сведений о доходах в 22 территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти и 10 региональных. Во всех случаях прокуратурой области вносились представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции либо направлялись информации, по рассмотренным — 33 государственных гражданских служащих привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, недостоверные сведения были представлены сотрудниками органов внутренних дел, государственными служащими аппарата главы администрации области, служащими областной избирательной комиссии, а также лицами, замещающими государственные должности.

На уровне муниципалитетов указанная проверка выявила неполноту нормативно-правовой базы органов местного самоуправления. Перечни должностей муниципальной службы при назначении, на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, а также порядок их предоставления и проверки в ряде случаев, принимались только после вмешательства органов прокуратуры.

Проведенная в текущем году проверка исполнения обязанностей предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» показала, что не всеми органами местного самоуправления приняты нормативные акты, устанавливающие перечень должностей муниципальной службы на которых распространяются ограничения после увольнения.

В связи с бездействием органов местного самоуправления прокурорами приняты меры реагирования, направленные на устранение пробела нормативного регулирования. Кроме того, силами прокурорского надзора органы государственной власти и местного самоуправления понуждались к опубликованию, указанных нормативных правовых актов и направлению их для включения в федеральный реестр и областной регистр нормативных правовых актов.

В сфере надзора за исполнением законодательства о государственной службе выявлено 250 нарушений, опротестовано 12 правовых актов, внесено 59 представлений, по результатам рассмотрения которых, привлечено к дисциплинарной ответственности 124 должностных лица.

Выявлено 825 нарушений законодательства о муниципальной службе, опротестовано 115 правовых актов, в суды направлено 78 иска, внесено 230 представлений, по результатам рассмотрения которых, привлечено к дисциплинарной ответственности 422 должностных лиц, 7 лиц наказано в административном порядке, 20 предостережено о недопустимости нарушения закона.

Среди наиболее распространенных нарушений можно выделить несоблюдение государственными (муниципальными) служащими запретов и ограничений, а также неисполнение обязанностей установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции.

В текущем году прокурорами вынесено 41 постановление о возбуждении дела об административных правонарушениях по ст.19.29 КоАП РФ (9 в отношении юридических лиц и 32 в отношении должностных лиц).

Нарушение установленных законом запретов и ограничений носят распространенный характер, среди государственных (муниципальных) служащих всех уровней.

Частью 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что ряд государственных служащих являются владельцами ценных бумаг. Требование законодательства о передачи ценных бумаг в доверительное управление указанные лица не исполнили.

Нарушения требований законодательства о представлении полных и достоверных сведений допускаются как федеральными государственными гражданскими служащими, государственными служащими субъекта, так и муниципальными служащими.

Выявлялись факты сокрытия сведений о доходах полученных от вкладов в банках и иных кредитных организациях, продажи имущества и передачи его в аренду, от владения акциями, от осуществления иной оплачиваемой деятельности.

Практически во всех органах местного самоуправления прокурорами выявлены нарушения в части полноты и достоверности предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Под пристальным вниманием в истекшем периоде 2011 года находились вопросы соблюдения бюджетного законодательства и законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Выявлено 458 нарушений бюджетного законодательства коррупционного характера, опротестовано 121 правовых актов, в суды направленно 65 исков на суму 586 тыс. руб., внесено 103 представления, по рассмотренным в дисциплинарном порядке привлечено к ответственности 84 должностных лиц, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 30 лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 10 уголовных дела коррупционной направленности, связанных с хищением бюджетных средств.

Характерными в указанной сфере являются нарушения связанные с незаконными выплатами за счет бюджета надбавок и премий, оплата штрафов наложенных на должностных лиц, расходование средств не по целевому назначению.

Прокурором г. Волжского по фактам оплаты должностными лицами 2-х муниципальных дошкольных образовательных учреждений сумм административных штрафов, примененных к ним органами контроля, из бюджетных средств, возбуждены административные дела по ст. 12.1 КоАП РФ. Административные дела рассмотрены, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000,00 рублей каждому.

При проверке расходования денежных средств, выделенных для переподготовки 20 муниципальных служащих, прокурором г. Волжского выявлен факт обучения за бюджетный счет лица, не являющегося муниципальным служащим. По данному факту управляющий делами Волжской городской Думы привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, назначен штраф 4 000 рублей.

В связи с установлением факта незаконного начисления и выплаты главе сельского поселения премии прокуратурой Камышинского района в суд направлено исковое заявление о признании распоряжения незаконным, взыскании незаконно полученного денежного поощрения в сумме 15900 руб. (рассмотрено, удовлетворено).

Прокурорами Киквидзенского и Нехаевского районов при проверке деятельности администрации сельских поселений установлено, что в отсутствие в Уставах органов местного самоуправления правовых норм, главам администраций предоставлены дополнительные оплачиваемые отпуска.

По указанным основаниям прокурорами предъявлено 18 исковых заявления о понуждении администраций сельских поселений к перерасчёту отпускных главам сельских поселений, которые судом удовлетворены.

Прокурором Клетского района по фактам нецелевого использования администрациями 6 сельских поселений денежных средств в отношении администраций сельских поселений возбуждены административные производства по ст. 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности. Мировым судьей администрации сельских поселений привлечены к ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб. каждая.

За истекший период 2011 года органами прокуратуры выявлено 600 нарушений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, опротестовано 72 правовых актов, в суды направленно 18 исков, внесено 197 представлений, по результатам рассмотрения в дисциплинарном порядке привлечено к ответственности 182 должностных лиц, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 46 лиц, объявлено предостережений — 26, возбуждено 4 уголовных дела по материалам направленным в порядке ст. 37 УПК РФ.

Процедуры размещения государственных и муниципальных заказом постоянно находятся в поле зрения прокуратуры области, кроме того, в анализируемый период с привлечением органов государственного контроля проведены целевые проверки соблюдения законодательства о размещении заказов при закупке лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинского оборудования, в сфере ЖКХ и транспортной инфраструктуры.

Характерными в указанной сфере являются нарушения связанные с нарушением порядка отбора участников размещения заказов, закупка товаров без проведения соответствующих процедур, подписание актов выполненных работ до их фактического исполнения, а также с завышением объемов.

Аппаратом прокуратуры области проведён ряд проверок исполнения законодательства с привлечением оперативно-розыскных подразделений главного управления, результатом которых стало выявление преступлений, возбуждение уголовных дел.

Установлено, что в июле 2009 года администрацией городского округа город-герой Волгоград принято решение о размещении муниципального заказа на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Дзержинском районе г. Волгограда. После проведения открытых торгов победителем определено ООО «Гидрострой», с которым 31.08.2009 председателем комитета по строительству администрации Волгограда Капанадзе С.М. (заказчик) и директором МУ «Служба единого заказчика «Дирекция строительных объектов» (заказчик-застройщик) заключен муниципальный контракт № 27/09 на выполнение комплекса работ по строительству объекта: «Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом МОУ СОШ № 102 по б-ру 30-летия Победы, 66а в Дзержинском районе г. Волгограда».

К установленному муниципальным контрактом сроку (30.06.2010) работы выполнены примерно на 85%, в связи с чем, срок исполнения условий контракта продлен на месяц — до 30.07.2010. Однако и к указанному сроку объем выполненных работ фактически не изменился, строительные и иные работы на объекте практически не производились, срок их исполнения не продлевался.

На основании материалов прокурорской проверки в следственном органе полиции 31.08.2011 в отношении директора ООО «Гидрострой» возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ.

В анализируемый период выявлено 359 нарушений законодательства об использовании государственного и муниципального имущества. Опротестовано 72 правовых актов, в суды направлено 89 исков, внесено 79 представление по результатам рассмотрения которых, привлечено к дисциплинарной ответственности 69 лиц, по постановлениям прокуроров привлечено к административной ответственности 26 лиц.

На данном направлении усилия прокуроров были направлены на приведение в соответствие с федеральным законодательством нормативно-правовых актов, в судебном порядке признавалось незаконным бездействие органов местного самоуправления по регистрации прав на имущество, а также, расторгались сделки по распоряжению имуществом, заключенные без проведения конкурсных процедур. Выявлялись административно наказуемые деяния, связанные с незаконным использованием государственного и муниципального имущества.

Во исполнение организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры и прокуратуры области вопросы соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля находятся на особом контроле.

Учитывая, что неправомерные действия контролирующих органов при проведении проверочных мероприятии представляют опасность для малого и среднего бизнеса, не имеющего серьезных ресурсов для защиты своих интересов, органами прокуратуры проведено более 500 проверок исполнения законодательства в данной сфере.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле за 9 месяцев 2011 года выявлено 194 нарушений, принесено 57 протестов, в суды направлено 9 исков, внесено 40 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 35 должностных лиц, 7 лиц привлечено к административной ответственности.

В анализируемом периоде органами прокуратуры области в деятельности контрольно-надзорных ведомств устанавливались такие нарушения, как игнорирование сроков уведомления хозяйствующих субъектов о проведении проверок, реализация контрольных мероприятий в отсутствие руководителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или уполномоченных ими лиц, отступление от сроков проведения проверок, отсутствие контроля за устранением вскрытых нарушений и исполнением выданных предписаний и т.д.

Прокурорами принимаются меры по возмещению ущерба причиненными актами коррупции. В анализируемый период предъявлено 9 таких исков.

Например, прокурором Калачевского района предъявлено исковое заявление в порядке ст.45 ГПК РФ о взыскании в пользу Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области 1977000 рублей возмещения имущественного вреда, причиненного непосредственно преступлением.

В следственные органы в текущем году направлено 74 материала для решения вопросов об уголовном преследовании в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Возбуждено 57 уголовных дел.

В текущем году возбуждено 3 административных производств по ст. 19.28. КоАП РФ.

В течение 9 месяцев текущего года выявлено 524 преступления коррупционной направленности, возбуждено 487 уголовных дел.

За истекший период к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности привлечено 270 лиц.

За 9 месяцев 2011 года судами области рассмотрено 247 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 268 лиц.

За 9 месяцев 2011 года судами области за совершение преступлений коррупционной направленности осуждено 262лица, из которых по:

  • — ч.3 ст.159 УК РФ — 32 (лиц);
  • — ч.4 ст.159 УК РФ — 20;
  • — ч.3 ст.160 УК РФ — 38;
  • — ч.1 ст.201 УК РФ — 3;
  • — ч.1 ст.204 УК РФ — 1;
  • — ч.4 ст.290 УК РФ — 5;
  • — ч.1 ст.291 УК РФ — 26;
  • — ч.2 ст.291 УК РФ — 53;
  • — ч.3 ст.291 УК РФ — 12;
  • — ч.2 ст.292 УК РФ — 1.
  • — ч.2 ст.286 УК РФ — 3;
  • — ч.1 ст.290 УК РФ — 11;
  • — ч.2 ст.290 УК РФ — 34;
  • — ч.3 ст.290 УК РФ — 3;
  • — ч.3 ст.204 УК РФ — 6;
  • — ч.1 ст.285 УК РФ — 7;
  • — ч.2 ст.285 УК РФ — 1;
  • — ч.1 ст.286 УК РФ — 2;
  • — ч.1 ст.292 УК РФ — 4;

За 9 месяцев 2011 года к уголовной ответственности привлечено 20 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, из них:

  • должностных лиц органов исполнительной власти — 5;

  • глав муниципальных образований — 7;

  • глав местных администраций, не являющихся главами муниципальных образований — 2;

  • депутатов (членов) выборного органа местного самоуправления — 2.

За этот же период осуждено 30 должностных лиц правоохранительных органов, из них:

  • руководителя следственного органа, следователя, дознавателя (всего) — 6, в том числе:

  • органов внутренних дел — 3;

  • органов службы судебных приставов 2;

  • органов наркоконтроля — 1;

В текущем году выявлено 570 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы (7 издано органами государственной власти, 563 органами местного самоуправления) из них 408 одновременно противоречили закону. В указанных нормативных правовых актах выявлено 585 коррупциогенных факторов.

В целях устранения коррупциогенных факторов принесено 406 протестов, в суды общей юрисдикции и арбитражный суд направлено 21 заявление, внесено 9 представлений, направлено 18 информаций о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы. Внесено 85 требований об исключении из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов. В результате вмешательства прокуроров коррупциогенные факторы исключены из 450 нормативно-правовых актов.