400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Уставом Волгоградской области в 1999 году прокурору области предоставлено право законодательной инициативы. Данная норма не осталась юридической фикцией, а пополнила комплекс мер прокурорского реагирования действенным инструментом.

Несмотря на то, что прокурор вправе вносить любые законодательные предложения, особое внимание уделяется социально направленным проектам.

Так, прокурором области совместно с Уполномоченным по правам ребенка в области в минувшем году на рассмотрение областной Думы представлен проект закона «О некоторых вопросах защиты прав детей, с участием которых или в интересах которых осуществляются правоприменительные процедуры (действия) на территории области». Им урегулировано оказание медицинской, психологической, юридической, педагогической помощи и социальной реабилитации несовершеннолетним, ставшим очевидцами или жертвами преступлений. Определены уполномоченные органы области, их компетенция, порядок взаимодействия. Проект поддержан депутатами и Губернатором области посредством принятия закона области.

Объединенным общей идеей с Губернатором области стал Закон области, изменивший процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно. С введением его в действие с 12.09.2015 граждане получили возможность оформления в собственность бесплатно земельных участков, на которых расположены жилые дома, созданные до вступления в силу Земельного Кодекса РСФСР и находящиеся в их фактическом владении более 15 лет в отсутствие правоустанавливающих документов. Поводом к его разработке послужили многочисленные обращения жителей области в органы прокуратуры области и Администрацию области.

По предложениям прокуратуры с учетом современных требований Российской Федерации обновляется законодательство о противодействии коррупции, в том числезаконы области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» (дополненный порядками проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими; соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов и др.), «О государственных должностях Волгоградской области» (распространивший нормы федерального законодательства о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов, применении такой меры ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия, на руководителей органов государственной власти области и депутатов областной Думы).

С учетом результатов надзорной и судебной практики в региональный Кодекс вводилась административная ответственность за нарушения законности в актуальных сферах правоотношений.

Приняв во внимание значительный объем предоставляемых государственных и муниципальных услуг, депутаты областной Думы поддержали предложение прокуратуры области, установив для должностных лиц органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления ответственность за нарушение нормативных правовых актов области и органов местного самоуправления об организации предоставления указанных услуг.

Практически повсеместно муниципалитетами не исполнялись требования Закона области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления» о направлении в администрацию области нормативных актов и других, связанных с ними, документов. Несмотря на комплекс мер, принимаемых органами прокуратуры, негативная тенденция сохранялась. В связи с этим прокуратура области инициировала возложение на руководителей местных органов власти ответственности за нарушение порядка и (или) сроков предоставления информации, подлежащей включению в регистр муниципальных нормативных актов области.

На основе анализа результатов прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о пожарной безопасности и с учетом предложений Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по области в 2012 году в Думу внесен проект закона об установлении ответственности за нарушение региональных требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение ландшафтных пожаров. При этом расширен перечень должностных лиц, полномочных составлять административные протоколы. Учитывая возможные негативные последствия использования открытых источников огня в пожароопасный период и иных действий, создающих условия для возникновения возгораний, в рамках региональных дополнительных требований пожарной безопасности органы власти области признали данные деяния административно наказуемыми.

Введенные меры административного воздействия позволили существенно сократить число нарушений законности в указанных сферах.

Кроме того, право законодательной инициативы используется для приведения региональных законов в соответствие с изменившимся федеральным законодательством. В частности, по предложению прокуратуры области приведены в актуальное состояние законы области об обороте земель сельскохозяйственного назначения, о статусе депутата Волгоградской областной Думы, об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области, о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, о предупреждении распространения туберкулеза и многие другие.