400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Участие территориальных прокуроров в правотворческой деятельности органов местного самоуправления

В 2015 году изучено чуть менее 10 тысяч проектов муниципальных нормативных актов, в 800 из них выявлены противоречия федеральному законодательству, правовые пробелы, коррупциогенные факторы. Направление замечаний на проекты нормативных актов прокурорами позволило предотвратить принятие 620 незаконных муниципальных актов.

По замечанию прокурора Калачевского района снят с рассмотрения проект решения Калачевской городской Думы о внесении изменений в бюджет истекшего финансового года, нарушавший требования Бюджетного кодекса РФ.

По требованию прокурора Быковского района дополнен проект административного регламента по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории Зеленовского сельского поселения, не определявший права и обязанности проверяющих и проверяемых лиц, оформление результатов контроля.

Поскольку глава городского округа г. Волжский оставил без внимания замечания прокурора города на проект нормативного акта, принятый с нарушением закона административный регламент предоставления государственной услуги по принятию решения о назначении опекунов (попечителей) малолетним и несовершеннолетним гражданам опротестован. Протест удовлетворен.

Депутаты Белопрудского сельского поселения Даниловского района, подменив администрацию области, с превышением определенной Бюджетным кодексом компетенции, установили нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц поселения, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и муниципальных служащих на 2015 год.

Местные представительные органы власти в ряде случаев нарушают процедуру принятия нормативных актов, установленную Федеральным законом «Об общих принципах организации деятельности органов местного самоуправления в РФ» и уставами муниципальных образований.

Так, пятью депутатами городского поселения р.п. Октябрьский рассмотрены и приняты проекты решений о внесении изменений в бюджет поселения, решение о земельном налоге и др. Однако действующее законодательство требует принятия таких решений большинством от установленной численности, а именно 6 депутатами из 10.

Сотрудники органов прокуратуры на системной основе участвуют в заседаниях представительных органов местного самоуправления и их рабочих органов по разработке и принятию нормативных актов — в 2015 году было принято участие в 1, 7 тыс. заседаний.

В целях оказания содействия органам местного самоуправления горрайпрокурорами в истекшем году разработано 65 проектов модельных нормативных актов, на основе которых принято 343 акта.

Прокурор Ленинского района направил во все муниципальные образования, расположенные на территории района, модельный проект постановления администрации «Об утверждении положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации». Принятие данного акта обусловлено вступлением в силу постановления Правительства РФ, которым органам местного самоуправления рекомендовано принять такой порядок на основании утвержденного им Типового положения. Проект поддержан и принят всеми 14 муниципальными образованиями.

Прокурорами Киквидзенского и Среднеахтубинского районов разработаны модельные проекты постановлений администрации об изменении административных регламентов предоставления услуг в части обеспечения их доступности для инвалидов во исполнение Федерального закона, вступающего в силу с 01.01.2016.

В порядке реализации нормотворческой инициативы в местные органы власти внесено 253 проекта нормативных акта, 226 из них на окончание 2015 года приняты. По инициативе прокурора Палласовского района Уставы муниципальных образований приведены в соответствие с изменившимся Законом области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области».

По предложению Михайловского межрайпрокурора скорректировано положение о резервном фонде администрации городского округа г. Михайловка, предусматривавшее возможность возвращения без рассмотрения обращений граждан о выделении средств из резервного фонда. Установлены основания, сроки для такого возврата и обязанность письменного уведомления заявителя об отказе в выделении средств из резервного фонда.

В целях совершенствования правовой базы муниципальных образований их руководителям в прошедшем году направлено 1 036 информаций и представлений, 953 из которых на окончание года учтены посредством устранения противоречий и пробелов в муниципальных НПА. В частности, только по требованию прокурора Иловлинского района администрациями Авиловского и 12 других поселений района принят административный регламент предоставления земельных участков для жилищного строительства. Между тем его отсутствие делало невозможным принятие соответствующих решений. Аналогичные ситуации потребовали вмешательства прокуроров Алексеевского, Быковского, Еланского, Калачевского, Октябрьского и других районов.