400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Расширен перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. № 245 внесены вступившие с 18.03.2017 в действие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г.
№ 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», где федеральным органам исполнительной власти в срок до 15 мая 2017 г. предписано внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

Кроме того, с 18.03.2017 расширен перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

Дополнительно в перечень включены:

  • Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;
  • Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;
  • Федеральный государственный экологический надзор (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ);
  • Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
  • Региональный государственный экологический надзор;
  • Государственный земельный надзор;
  • Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор);
  • Федеральный государственный ветеринарный надзор;
  • Региональный государственный ветеринарный надзор;
  • Федеральный государственный транспортный надзор;
  • Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;
  • Лицензионный контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • Лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Лицензионный контроль за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • Лицензионный контроль за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • Государственный надзор в области гражданской обороны;
  • Государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок;
  • Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;
  • Государственный контроль за обращением медицинских изделий;
  • Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;
  • Федеральный государственный энергетический надзор;
  • Региональный государственный строительный надзор;
  • Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации;
  • Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемый Федеральной антимонопольной службой;
  • Государственный контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа;
  • Федеральный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);
  • Государственный надзор в сфере рекламы;
  • Федеральный государственный метрологический надзор, осуществляемый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;
  • Лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами;
  • Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • Государственный жилищный надзор.

Напоминаем, что Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности хозяйствующего субъекта к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Иными словами частота проверочных мероприятий юридического лица или индивидуального предпринимателя в рамках риск-ориентированногоподхода поставлена в зависимость от тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований и вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

До 18.03.2017риск-ориентированный подход применялся при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области связи.

Порядок отнесения объектов государственного контроля к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливается Правительством Российской Федерации применительно к каждому из вышеуказанных видов контроля. К примеру, применительно к Роспотребнадзору (в рамках санитарно-эпидемиологического надзора) предусмотрено 6 категорий риска: от чрезвычайно высокого риска, при котором плановые проверки проводятся каждый год, до низкого риска, при котором плановые проверки не осуществляются.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует знать, что по их запросу орган государственного контроля (надзора) в течение 15 рабочих дней обязан направить им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

При этом хозяйствующий субъект вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Решение по такому заявлению принимается в срок не более 15 рабочих дней, которое в течение 3 рабочих дней направляется заявителю.

В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

13 июля 2015 года

N 246-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

Принят

Государственной Думой

1 июля 2015 года

Одобрен

Советом Федерации

8 июля 2015 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6441;2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4160, 4193, 4196; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320, 4322;N 47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4041; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, N 11, ст. 1092, 1098; N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4220, 4235, 4243, 4256; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659;2015, N 1, ст. 64, 72, 85; N 18, ст. 2614) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

«4.1) производственные объекты — территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности;»;

б) в пункте 5 слова «территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств» заменить словами «производственных объектов»;

2) главу 1 дополнить статьей 8.1 следующего содержания:

"Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

1. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.

2. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом.

5. В случае, если критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска предусматривают проведение органом государственного контроля (надзора) расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, методики такого расчета утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

6. Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

7. В случае, если в соответствии с федеральным законом отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности осуществляется в рамках осуществляемых органом государственного контроля (надзора) полномочий по государственной регистрации, выдаче разрешения (специального права) или иных подобных полномочий, правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются нормативным правовым актом, устанавливающим порядок осуществления указанных полномочий такого государственного органа.«;

3) в статье 9:

а) дополнить частью 1.2 следующего содержания:

«1.2. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.»;

б) часть 2 дополнить словами «, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи»;

в) дополнить частью 9.3 следующего содержания:

«9.3. Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.»;

4) статью 12 дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, выездная плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.»;

5) статью 13 дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлен сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.»;

6) дополнить статьей 26.1 следующего содержания:

«Статья 26.1. Особенности организации и проведения в 2016 — 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства

1. Если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

2. При наличии информации о том, что в отношении указанных в части 1 настоящей статьи лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

3. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации.

4. При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства. Порядок такого межведомственного информационного взаимодействия устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений настоящей статьи. В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, и при отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

6. Положения настоящей статьи применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются настоящим Федеральным законом, в том числе видов государственного контроля (надзора), указанных в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением:

1) федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;

2) федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;

3) государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;

4) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

5) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

6) лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

7) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

8) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

7. Проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.«.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции настоящего Федерального закона) в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 1 января 2018 года. Правительство Российской Федерации вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 года.

22 февраля 2017 года

N 16-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ГЛАВУ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ»

И СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ

ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

Принят

Государственной Думой

10 февраля 2017 года

Одобрен

Советом Федерации

15 февраля 2017 года

Статья 1

Внести в главу 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, 4196; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6974;2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, 4243; 2016, N 27, ст. 4164) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

«Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБРАБОТКОЙ

ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА»;

2) в статье 23:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.»;

б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обеспечивает, организует и осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных). Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся операторами, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных иными лицами, являющимися операторами, устанавливается Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

Пункт 20 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6441;2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4160, 4193; 2011, N 7, ст. 905; N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4041; N 52, ст. 6961, 6979, 6981;2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4220, 4235, 4243; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 18, ст. 2614; N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4339, 4362; N 48, ст. 6707; 2016, N 11, ст. 1495; N 27, ст. 4160, 4164, 4194, 4210) изложить в следующей редакции:

«20) государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных;».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2017 года.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

22 февраля 2017 года

N 16-ФЗ

Что такое риск-ориентированный подход при организации государственного контроля (надзора)?

На вопрос отвечает начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Фетюхина Ирина Юрьевна

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности хозяйствующего субъекта к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Иными словами частота проверочных мероприятий юридического лица или индивидуального предпринимателя в рамках риск-ориентированного поставлена в зависимость от тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований и вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

В настоящее время риск-ориентированный подход применяется при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области связи.

Порядок отнесения объектов государственного контроля к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливается Правительством Российской Федерации применительно к каждому из вышеуказанных видов контроля. К примеру, применительно к Роспотребнадзору (в рамках санитарно-эпидемиологического надзора) предусмотрено 6 категорий риска: от чрезвычайно высокого риска, при котором плановые проверки проводятся каждый год, до низкого риска, при котором плановые проверки не осуществляются.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует знать, что по их запросу орган государственного контроля (надзора) в течение 15 рабочих дней обязан направить им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

При этом хозяйствующий субъект вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Решение по такому заявлению принимается в срок не более 15 рабочих дней, которое в течение 3 рабочих дней направляется заявителю.

В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

В нашу организацию поступил запрос из прокуратуры о предоставлении документов. В какой крайний срок мы должны дать ответ?

На вопрос отвечает прокурор Калачевского района Занин Т.В.

С 18 марта вступили в силу изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которыми определены порядок и сроки предоставления проверяемыми лицами документов по запросу органов прокуратуры.

Статистическая и иная информация, документы, справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов — в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

При наличии объективных причин невозможности представления перечисленных материалов прокурор на основании уведомления проверяемого органа (организации) принимает решение об установлении нового срока для их представления.

Предусмотрен и сокращенный срок предоставления материалов — сутки с момента поступления требования прокурора. Это необходимо при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Могут ли контролирующие органы в отсутствие распоряжения о проведении проверки направлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запросы о предоставлении документов в целях оценки соблюдения ими обязательных требований?

На вопрос отвечает начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Фетюхина Ирина Юрьевна

Нет, не могут.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» действия должностного лица органа контроля (надзора) по рассмотрению документов хозяйствующего субъекта для оценки соответствия осуществляемой им деятельности обязательным требованиям является проверкой.

В свою очередь проверка, в том числе документарная, проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии предусмотренных законом оснований. В случае необходимости получения у проверяемого лица сведений для достижения целей документарной проверки орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить документы. К такому запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки.

Следует отметить, что реализация проверочных мероприятий без распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля относится к грубым нарушениям порядка проведения проверки и является безусловным основанием для признания ее результатов недействительными.

Какие нововведения законодательства коснулись сферы проверок бизнеса в наступившем 2017 году?

На вопрос отвечает начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области Болдырева Е.В.

С 01.01.2017 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) претерпел существенные изменения.

С начала нового года расширены превентивные функции органов контроля (надзора).

Так, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, им способствующих, органы контроля (надзора) в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами должны осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований.

В рамках реализации указанных функций органы контроля обеспечивают размещение на своих официальных сайтах перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых будет проводиться.

Контролирующие органы также обязаны осуществлять информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, обеспечивать регулярное обобщение практики осуществления контроля.

В случаях поступления информации о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований, если ранее лицо не привлекалось к ответственности и отсутствуют сведения о причинении вреда, органы контроля (надзора) объявляют предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагают принять меры по обеспечению их соблюдения и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок.

Новой редакцией Федерального закона № 294-ФЗ определены виды контроля, при которых не требуется взаимодействие с проверяемым субъектом.

К таковым мероприятиям, в частности, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств, административные обследования объектов земельных отношений, исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы и прочее.

Следует отметить, что подобные мероприятия могут проводиться только на основании заданий руководителей или заместителей руководителей органов контроля (надзора). В случае выявления нарушений орган контроля (надзора) вправе принять решение о назначении внеплановой проверки.

Существенные изменения касаются правил организации внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В частности, с 01.01.2017 обязательным условием для назначения органами Роспотребнадзора проверочных мероприятий по жалобе потребителя является соблюдение последним претензионного порядка урегулирования конфликта с хозяйствующим субъектов, по результатам которого его требования не рассмотрены или не удовлетворены.

Предусмотрены дополнительные требования к обращениям граждан, которые могут служить основанием для организации проверочных мероприятий.

Так, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Кроме того законодатель предусмотрел обязанность органа контроля (надзора) принимать разумные меры к установлению обратившегося лица в случае возникновения обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления.

Наряду с этим, с начала нового года Федеральным законом № 294-ФЗ предусмотрена имущественная ответственность заявителя.

Согласно новым изменениям, органы контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с заявителя расходов, понесенных в связи с рассмотрением его обращении, содержащем заведомо ложные сведения.

Новеллой законодательства также является возможность организации и проведения определенными органами контроля (надзора) контрольной закупки, в рамках которой осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Основания для назначения контрольной закупки аналогичны основаниям внеплановой проверки.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых субъектов. Обязательным условием проведения такого мероприятия является участие в нем свидетелей.

Нововведения также затронули порядок проведения плановых и внеплановых выездных проверок.

Теперь, в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным, орган контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки.

При этом в течение трех месяцев со дня составления такого акта орган контроля (надзора) вправе вновь принять решение о проведении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.