400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

«Памятка для предпринимателей»

Что надо знать и как себя вести при

проверке контролирующим органом?

Любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Целью такого контроля является проверка соответствия требованиям законодательства осуществляемой хозяйственной деятельности.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Данный закон устанавливает общий порядок организации и проведения органами контроля проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; порядок взаимодействия уполномоченных на осуществление контроля органов; права и обязанности органов контроля, их должностных лиц; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий по контролю, меры по защите их прав и законных интересов.

Необходимо учесть

Положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

1) при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

2) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

3) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

4) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

5) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

6) при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

8) к мероприятиям, проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях;

9) к мероприятиям, проводимым должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Возникающие в указанных сферах правоотношения регулируются соответствующими федеральными законами, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.

Кроме того из сферы действия Федерального закона № 294-ФЗ исключены следующие виды государственного контроля (надзора): за осуществлением иностранных инвестиций; за экономической концентрацией; в финансово-бюджетной сфере; за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; налоговый, валютный, таможенный, государственный портовый, банковский, страховой контроль (надзор); надзор на финансовых рынках; в национальной платежной системе; государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности, за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов; федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях; контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; контроль и надзор за обработкой персональных данных; государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

Порядок осуществления указанных контрольных (надзорных) полномочий предусмотрен иными нормативными актами. Например, Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ и т.д.

При этом к отдельным видам контроля (надзора), к примеру, лицензионный контроль, экспортный контроль, федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, федеральный государственный надзор в области связи, федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, государственный надзор в сфере рекламы; федеральный государственный пожарный надзор, государственный строительный надзор и пр., отдельными федеральными законами установлены особенности в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Необходимо знать:

— Проверки бывают плановыми и внеплановыми, и могут проводиться в форме документарных и (или) выездных проверок. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, а выездная — по месту нахождения и месту осуществления хозяйственной деятельности.

Плановые проверки:

— По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. Между тем из данного правила имеются исключения.

Так, к планированию федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством, а также федерального государственного надзора в области связи применяется риск-ориентированный подход.

В рамках данного подхода интенсивность проверочных мероприятий юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется отнесением деятельности хозяйствующего субъекта к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Порядок отнесения объектов государственного контроля к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливается Правительством Российской Федерации применительно к каждому из вышеуказанного вида контроля. К примеру, применительно к Роспотребнадзору (в рамках санитарно-эпидемиологического надзора) предусмотрено 6 категорий риска: от чрезвычайно высокого риска, при котором плановые проверки проводятся каждый год, до низкого риска, при котором плановые проверки не осуществляются.

Иная периодичность реализации плановых проверок предусмотрена также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Плановые проверки таких хозяйствующих субъектов могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, два и более раза в 3 года в плановом порядке проверяется соблюдение лицензионных требований и условий в медицинской, фармацевтической и образовательной деятельности, а также соблюдение требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Готовность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду проверяется ежегодно.

Узнать, включено ли предприятие в план проверок на текущий год можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (genproc.gov.ru), сайте «Единый реестр проверок» (proverki.gov.ru), официальном сайте прокуратуры Волгоградской области (volgoproc.ru), а также на официальном сайте соответствующего органа контроля (надзора) в сети «Интернет».

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала путем направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя (в случае наличия такого адреса в ЕГРЮЛе, ЕГРИПе либо ранее такой адрес был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган контроля), или иным доступным способом.

Внеплановые проверки:

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания;

2) поступление в орган контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).

3) мотивированное представление должностного лица органа контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда или причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

4) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, реализуемого Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством, федерального государственного надзора в области связи, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом контроля индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля;

5) приказ (распоряжение) руководителя органа контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Внеплановая выездная может быть проведена только после согласования с органами прокуратуры в случаях: поступления мотивированного представления должностного лица органа контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда или причинение вреда, а также на основании выявления при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов контроля, указанных выше, параметров деятельности хозяйствующих субъектов соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом контроля индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в соответствующем положении о виде контроля.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки на основании поступления в орган контроля информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда или причинение вреда, нарушений прав потребителей, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом контроля предписания.

Как вести себя, если к Вам пришел проверяющий?

В первую очередь необходимо знать, что при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя. Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выездная проверка начинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения. Проверка должна проводиться теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки, с которым Вас обязаны ознакомить и вручить под роспись его копию.

Перед проверкой Вас должны ознакомить:

  • с полномочиями проводящих проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Вы также вправе ознакомиться с положениями административного регламента органа контроля (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка.

Внимательно изучите выданную Вам копию распоряжения (приказа) о проведении проверки. В нем должны быть указаны цели, задачи, предмет и срок проведения проверки, даты начала и окончания, правовые основания проведения проверки, а также перечислены все мероприятия по контролю, запланированные контролирующим органом (например, обследование территории, помещений, оборудования, отбор образцов, проведение их исследования), документы, которые Вы должны представить проверяющим лицам в ходе проверки.

По закону Вы обязаны предоставить проводящим проверку должностным лицам возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении документами, а также обеспечить доступ проводящим проверку должностным лицам и участвующим в ней экспертам на территорию, в используемые здания и помещения, к оборудованию, транспортным средствам, перевозимым грузам и иным объектам, подлежащим проверке.

При проведении проверки должностные лица контролирующих органов не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющих;

  • проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;

  • проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

  • превышать установленные сроки проведения проверки;

  • осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

  • требовать представления документов, информации, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций;

  • требовать представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

По окончании проверочных мероприятий Вы вправе ознакомиться с их результатами и указать в акте проверки о своём согласии или несогласии с ними.

В течение 15 дней с даты получения акта Вы вправе представить в орган контроля в письменной форме свои возражения, приложив подтверждающие документы.

Ваши права при проверке:

Руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, или их уполномоченный представитель имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

  • получать от органа контроля (должностных лиц) информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294-ФЗ;

  • знакомиться с документами и информацией, полученными органами контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных органов власти и местного самоуправления либо подведомственных им организаций;

  • представлять документы и информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган контроля по собственной инициативе;

  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа контроля;

  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Ваши обязанности при проверке:

  • юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований, установленных муниципальными правовыми актами;

  • предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

  • обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым указанными лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым грузам, а также обеспечить возможность отбора образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды для проведения экспертиз и расследований.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений требований, несут административную ответственность, предусмотренную ст.ст. 19.4, 19.4.1, 19.5, 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафов и дисквалификации (прекращение права осуществлять предпринимательскую деятельность).

Куда обратиться, если Вы полагаете,

что при проверке нарушены Ваши права?

Если Вы полагаете, что при проведении проверки должностные лица органа контроля своими действиями (бездействием) нарушают Ваши права, Вы вправе их обжаловать и обратиться с соответствующим заявлением:

  • в порядке ч.1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ к вышестоящему должностному лицу органа контроля;

  • в судебном порядке в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ;

  • в порядке п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ и ч. 1 ст. 6 Закона Волгоградской области от 10.07.2015 № 91-ОД «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Волгоградской области» к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Волгоградской области (по адресу: 400005, г.Волгоград, пр.Ленина, 56 «а», 11 этаж, кабинет 11-01, тел.92-35-04);

  • в порядке ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органы прокуратуры по месту нахождения органа контроля.

В прокуратуру Волгоградской области жалобу можно подать непосредственно на личном приёме, по почте (по адресу: 400075, г.Волгоград, ул.Историческая, 124) или через официальный сайт прокуратуры Волгоградской области в сети «Интернет»: volgoproc.ru в рубрике «Защита прав субъектов предпринимательской деятельности», раздел «сообщить о нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности».