400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Что же такое муниципальный контроль? Какие функции есть у муниципалитета в рамках муниципального контроля? Если возможно, уточните пожалуйста, какие из функций по муниципальному контролю должны подчиняться нормам 294 -ФЗ?

09.12.2009

Ответ подготовлен в рамках работы юридической клиники на учебной базе НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» при кураторстве прокуратуры Волгоградской области.

Муниципальный контроль в соответствии с законодательным определением представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Главным юридическим признаком, выделяющим муниципальный контроль в качестве самостоятельного вида публичного контроля, следовательно, является признак субъекта контроля. Им является орган местного самоуправления. Систему органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Статус контрольного органа муниципального образования определен ст. 38 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ему может быть придана организационно-правовая форма контрольно-счетной палаты, ревизионной комиссии или иного органа. Состав этого органа может быть сформирован на муниципальных выборах или решением представительного органа муниципального образования. Его цели – осуществление контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, - сродни целям образования Счетной палаты РФ, но ограничены местным бюджетом и муниципальной собственностью.

Исходя из смысла ч. 4 ст. 38 Федерального закона № 131-ФЗ, объектом интересов контрольного органа является деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления. Это положение выводит деятельность контрольного органа из-под действия Федерального закона № 294-ФЗ, чего нельзя сказать о местной администрации и иных органах местного самоуправления.

Структура местной администрации и иные органы местного самоуправления определяются каждым муниципальным образованием самостоятельно в соответствии с его уставом. На практике встречаются, например:

отделы градостроительного кадастра и надзора; услуг населению и защиты прав потребителей; муниципального строительного контроля;

несоблюдении правил благоустройства, чистоты и порядка.

управления потребительского рынка; муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля;

департаменты жилищно-коммунального хозяйства;

управления жилищно-коммунальным хозяйством

инспекции и др.

Перечисленные и аналогичные им органы наделяются муниципальными правовыми актами полномочиями по проведению проверок соответствия деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, устанавливаемым актами органов местного самоуправления, а также требованиям федеральных законов и законов субъектов РФ .

Правовую основу некоторых видов муниципального контроля образует федеральное законодательство. Так, муниципальный лесной контроль и надзор упоминается в ст. 98 Лесного кодекса РФ, муниципальный земельный контроль – в ст. 72 Земельного кодекса РФ и т.д.

Законами субъектов РФ осуществляется передача органам местного самоуправления государственных полномочий, в том числе полномочий лицензионного органа. В администрациях муниципальных образований создаются также структурные подразделения, задачей которых является обеспечение исполнительской дисциплины в системе местной власти. Такие подразделения осуществляют внутренний контроль за деятельностью других подразделений администраций, муниципальных предприятий и учреждений. Предметом внутреннего контроля является финансовая и исполнительская дисциплина, а также исполнение требований нормативных правовых актов муниципального образования

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют следующие виды финансово-бюджетного контроля:

1) осуществляемый контрольным органом муниципального образования;

2) осуществляемый специализированным структурным подразделением администрации муниципального образования в отношении других подразделений местной администрации и органов местного самоуправления;

3) осуществляемый структурными подразделениями администрации муниципального образования в отношении муниципальных предприятий и учреждений;

4) осуществляемый структурными подразделениями администрации муниципального образования и иными органами местного самоуправления в отношении неподчиненных субъектов (предприятий, учреждений, коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан) на предмет соблюдения требований федерального и регионального законодательства, требований актов местного самоуправления;

5) осуществляемый органами местного самоуправления в отношении неподчиненных субъектов в форме реализации переданных муниципальному образованию государственных полномочий.