400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

18.05.2009

В данную рубрику включаются ответы на вопросы, наиболее часто встречающиеся в практике работы органов прокуратуры при рассмотрении обращений граждан.

Как быть в случае, если по состоянию здоровья невозможно обучение ребенка-инвалида в образовательном учреждении? Предусмотрены ли законодательством какие-либо льготы, направленные на улучшение жилищных условий семьям, имеющим детей-инвалидов, льготы по оплате коммунальных услуг? В какие учреждения можно обратиться по поводу реабилитации ребенка-инвалида?

 

На вопросы отвечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи прокуратуры области Кущ А.С.

 

Основные права детей-инвалидов определены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

 

Статьей 18 названного закона установлены требования к воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных учреждениях, а также на дому.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок зачисления ребенка-инвалида в образовательное учреждение прямо законом не оговорен, в связи с чем оно осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

В ходе прокурорских проверок выявлялись случаи, когда один школьный педагог-предметник осуществляет на дому преподавание ребенку-инвалиду всех учебных дисциплин, предусмотренных школьной образовательной программой, что не может быть признано допустимым, так как, конечно же, сказывается на качестве образования. Подобные факты служат основаниям для внесения актов прокурорского реагирования.

 

Статьей 17 этого же закона определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Постановлением главы администрации области от 18.08.2006 №1022 установлен порядок предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья для семей, имеющих детей-инвалидов.

Аналогичным образом для семей, имеющих детей-инвалидов, законодательством предусмотрены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Предоставление вышеуказанных льгот носит заявительный характер, то есть предусматривает самостоятельное обращение граждан по данному вопросу в органы местного самоуправления по месту их жительства.

 

Согласно ст. 11 вышеуказанного закона реабилитация детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуальных программ.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 №379н утвержден Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет.

Реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. Координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.

Вместе с тем до настоящего момента органами государственной власти не определен механизм осуществления органами социальной защиты населения координации и соответственно контроля за действиями иных организаций по реализации индивидуальной программы реабилитации детей-инвалидов, что на практике создает условия для уклонения учреждений от реализации возложенных на них обязанностей по реабилитации детей-инвалидов.

В таких условиях законным представителям детей-инвалидов целесообразно обращаться в органы и учреждения, указанные в индивидуальной программе реабилитации, а при наличии препятствий к реализации мероприятий программы – в территориальные органы социальной защиты населения.