400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Куда обращаться в случае несогласия с предъявленным к оплате размером коммунальных платежей?

21.02.2014

На вопрос отвечает прокурор г. Волжского старший советник юстиции В.А. Савенко

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг).
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией согласно положениям ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация.
При непосредственном способе управления многоквартирным домом исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация (ч.ч. 2, 3 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в случае несогласия с начислениями за жилищно-коммунальные услуги в зависимости от способа управления многоквартирным домом необходимо обратиться с письменным обращением в управляющую компанию либо ресурсоснабжающую организацию.
Кроме того, в связи с принятием 25 декабря 2013г. Волгоградской областной Думой Закона Волгоградской области от 10.01.2014 №12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора" органам местного самоуправления городских округов Волгоградской области (Волгоград, Волжский, Камышин, Фролово, Михайловка, Урюпинск) делегированы отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора.
Например на территории городского округа – город Волжский полномочиями по организации и осуществлению государственного жилищного надзора наделен Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области.
Согласно названному закону органам местного самоуправления переданы полномочия в части осуществления надзора за соблюдением гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности к:
 - жилым помещениям, их использованию и содержанию;
 - определению состава, содержанию и использованию общего имущества в многоквартирном доме;
 - выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
 - созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
 - предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
 - обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
 - созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
 - определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
 - установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Указанный Закон вступил в силу с 1 января 2014 года.
Таким образом, все обращения граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к указанным в Перечне переданных полномочий, с января 2014 г. рассматриваются органами местного самоуправления.
В свою очередь, инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области рассматривает обращения граждан и юридических лиц по иным вопросам, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, не указанным в перечне переданных полномочий.
В числе прочих в эту группу попадают вопросы  соблюдения стандарта раскрытия информации организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий в рамках названного Закона.
Реализация всех иных полномочий по государственному жилищному надзору на территории городских округов Волгоградской области, не указанных в перечне переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области.
Таким образом, по вопросам начисления жилищно-коммунальных платежей также возможно обратиться в органы местного самоуправления. В случае же несогласия с результатами рассмотрения органом местного самоуправления обращения необходимо обратиться в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области либо в органы прокуратуры.