400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

На кого законом возложена обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности электрических сетей?

30.04.2013

На вопрос отвечает заместитель прокурора Котельниковского района Фадеев В.А.
В соответствии с ч. 2 ст. 539 Гражданского кодекса РФ, договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно ч. 2 ст. 543 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, Гражданский кодекс РФ предусматривает, что потребление электроэнергии должно осуществляться потребителями при обеспечении учета электроэнергии, а также при условии надлежащего состояния прибора учета. При этом Правила контроля за состоянием прибора учета и количеством потребляемой электроэнергии определены отдельным нормативным правовым актом, а именно – постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354 (в ред. от 27.08.2012 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Согласно п. 82 Правил, исполнитель (которым является энергоснабжающая организация) обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
При этом, согласно п. 83 Правил, проверки, указанные в пункте 82 Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Кроме того, из п. 85 Правил следует, что проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем с соблюдением целого ряда условий.
Из приведенных норм Правил следует, что энергоснабжающая организация вправе проводить проверки контроля за состоянием прибора учета, но не чаще 1 раза в 3 месяца, а также с соблюдением целого ряда условий, которые создают для недобросовестного потребителя лояльные условия.
Вместе с тем согласно п. 34 Правил потребитель обязан при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности – принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий.