400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Хотелось бы узнать подробнее, чем регламентируется деятельность специализированных стоянок и каков порядок помещения на них задержанных транспортных средств.

15.09.2015

 

На вопрос отвечает помощник Михайловского межрайонного прокурора Спицына А.С.
Деятельность специализированных стоянок регламентируется нормами федерального и регионального законодательства.
Пунктом 1 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлено, что задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания применяются при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида.
Как правило, перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств осуществляются хозяйствующими субъектами. При этом закон допускает возможность перемещения и хранения задержанных транспортных средств разными хозяйствующими субъектами.
Необходимо обратить внимание, что порядок отбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств и заключения договоров о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу (договор хранения), федеральным законодательством не урегулирован.
Однако отсутствие законодательно установленного порядка не может служить препятствием для заключения органами внутренних дел субъекта Российской Федерации договоров хранения, поскольку заключение такого рода договоров обусловлено исполнением возложенных на них административно-принудительных функций.
Таким образом, несмотря на отсутствие в законодательстве требований к порядку отбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств, а также отсутствие императивных норм, предусматривающих проведение конкурсного отбора, судом высказана позиция о недопустимости свободного выбора лица, которым будут оказаны соответствующие услуги в условиях, когда не обеспечен равный доступ для других участников рынка.
Позиция о недопустимости свободного выбора лиц, которые будут оказывать соответствующие услуги, в условиях, когда не обеспечен равный доступ для других участников рынка, также нашла свое отражение в решениях Арбитражных судов Владимирской области от 07.12.2009 по делу № А11-13629/2009, Кемеровской области от 08.10.2012 по делу № А27-14139/2012, Курганской области от 26.07.2013 по делу № А34-3034/2013.
Вопросы выбора лица для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств также были предметом расследования Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее -УФАС), которым по заявлению Михайловской межрайонной прокуратуры возбуждено и рассмотрено дело в отношении ОМВД РФ по городу Михайловка Волгоградской области (предыдущее наименование – МО МВД России «Михайловский») и ООО «ВАМ» по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Как следует из решения УФАС по делу № 14-01-16-07/715 от 17.04.2015 ОМВД РФ по городу Михайловка Волгоградской области 01.04.2014 без проведения конкурсных процедур заключил договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел РФ с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, с ООО «ВАМ», нарушив тем самым требования антимонопольного законодательства.
В обоснование принятого решения УФАС указало, что последствием заключения указанного договора выступает создание преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности для ООО «ВАМ», устранение с рынка по оказанию услуг по перемещению и хранению транспортных средств, задержанных на территории городского округа город Михайловка, хозяйствующих субъектов, которые отвечающих требованиям законодательства и обладающих специализированными стоянками, ближайшими к месту задержания транспортных средств и отсутствие действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке оказания возмездных услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, а также их хранению и последующему возврату, игнорирование условий для обеспечения равнодоступности товарного рынка данных услуг для любых его участников.
При таких обстоятельствах, учитывая, что последствием заключения Договора о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел РФ с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, от 01.04.2014 стало ограничение доступа на товарный рынок (устранение с него) хозяйствующих субъектов, УФАС пришло к выводу о нарушении  ОМВД РФ по городу Михайловка Волгоградской области и ООО «ВАМ» требований п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, в вопросе способа отбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств можно констатировать, что судебными и антимонопольными органами выработан единообразный подход, а именно недопустимость свободного выбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств в отсутствие обеспечения равного доступа для остальных участников рынка.
Порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку также имеет некоторые особенности.
В силу положений п. 10 ст. 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
В Волгоградской области порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств регламентирован Законом Волгоградской области от 24.07.2012 № 90-ОД (далее - Закон).
В силу положений ч. 1 ст. 2 Закона хранитель подает в уполномоченный орган заявление о включении специализированной стоянки в реестр специализированных стоянок (далее - заявление). На основании заявления уполномоченный орган включает специализированную стоянку в реестр специализированных стоянок при условии соответствия специализированной стоянки требованиям, установленным настоящим Законом.
Включение специализированной стоянки в реестр специализированных стоянок Волгоградской области, внесение изменений в реестр специализированных стоянок Волгоградской области и исключение специализированной стоянки из реестра специализированных стоянок Волгоградской области закреплено административным регламентом, утвержденным приказом министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области предоставления государственной услуги от 22.04.2013 № 88-п.
Порядок реестра специализированных стоянок Волгоградской области утвержден постановлением Правительства Волгоградской области от 22.01.2013 № 9-п, пунктом 1.2. которого закреплено, что в Реестр включается специализированная стоянка, соответствующая требованиям, установленным Законом Волгоградской области от 24 июля 2012 г. № 90-ОД «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств».
Возможность эвакуации транспортного средства установлена статьей 27.13 КоАП, содержащей перечень административных правонарушений, при которых такая мера органами власти может быть применена.
Сама процедура его задержания и помещения на специализированную стоянку регламентирована пунктами 146 - 148 Приказа МВД РФ от 2 марта 2009 № 185 «Об утверждении административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».
При этом законодательство содержит ряд условий, касающихся возможности и порядка эвакуации транспортного средства, в связи с чем, в случае возникновения угрозы либо случившегося факта помещения транспортного средства на специализированную стоянку, следует помнить следующее.
Помещение на специализированную стоянку возможно исключительно при совершении тех правонарушений, которые перечислены в статье 27.13 КоАП, в противном случае такая мера является незаконной.
Перечень и размер расходов на помещение и нахождение транспортного средства на специализированной стоянке установлен законодательством Российской Федерации.
Расчет тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств в случае помещения их на специализированную стоянку производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.04.2006 № 37-а (далее - Методические указания).
Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающими плату за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства, и содержат перечень учитываемых при расчете платы за нахождение транспортного средства на специализированной стоянке расходов.
В целях реализации данного приказа ФСТ РФ постановлением комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16.10.2012 № 18/7 установлены тарифы по транспортировке (перемещению) задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранение на территории Волгоградской области.
Ранее указанное постановление закрепляло порядок расчета стоимости эвакуации транспортного средства, согласно которому тарифы по транспортировке применялись в отношении суммарного пробега (в километрах) транспортных средств, осуществляющих транспортировку (перемещение) задержанных транспортных средств (эвакуаторов), в том числе с учетом пробега с прибытием до задержанного транспортного средства, в размере, не превышающем пробег от места задержания транспортного средства до места хранения.
Однако, Решением Волгоградского областного суда от 25.02.2014 данные положения признаны не соответствующими требованиям законодательства.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 18.06.2014 № 16-АПГ14-7 данное решение оставлено без изменения.
Кроме того, в упомянутом определении Верховного суда Российской Федерации содержится разъяснение относительно оснований признания названной нормы не соответствующей положениям федерального законодательства. 
Так, в определении Верховного суда Российской Федерации закреплено, что по содержанию оспариваемое правовое регулирование противоречит предписаниям статьи 27.13 КоАП РФ, из анализа содержания которой следует, что совершившее административное правонарушение лицо обязано возместить расходы исключительно на перемещение задержанного транспортного средства, то есть затраты, понесенные с момента исключения транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов (административное задержание транспортного средства) до помещения его на специализированную стоянку путем перемещения при помощи другого транспортного средства. Однако пункт 2 Постановления № 18/7 предусматривает включение в оплату перемещения задержанного транспорта дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством, расходов, связанных с пробегом эвакуатора от места его нахождения до задержанного транспортного средства. Утверждение, содержащееся в апелляционной жалобе, о том, что федеральным законодателем на лицо, совершившее административное правонарушение, возложена обязанность по возмещению всех связанных с административным задержанием транспортного средства расходов, в том числе и расходы на пробег эвакуатора до места административного задержания транспортного средства, является ошибочным, поскольку основано на неверном толковании норм материального права.
Также необходимо учитывать, что ст. 27.13 КоАП РФ предписывает перемещение задержанного транспортного средства на ближайшую специализированную стоянку.
Из изложенного следует, что расчет стоимости транспортировки задержанного транспортного средства и его хранения на специализированной стоянке должны производиться в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства.
Неисполнение упомянутых норм права может повлечь нарушение прав потребителей.
Кроме того, допущение нарушения названных требований законодательства будет образовывать состав административных правонарушений, предусмотренных ст.  ст. 14.6 (нарушение порядка ценообразования), 14.7 (обман потребителей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На вопрос отвечает помощник Михайловского межрайонного прокурора Спицына А.С.

Деятельность специализированных стоянок регламентируется нормами федерального и регионального законодательства.

Пунктом 1 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлено, что задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания применяются при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида.

Как правило, перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств осуществляются хозяйствующими субъектами. При этом закон допускает возможность перемещения и хранения задержанных транспортных средств разными хозяйствующими субъектами.

Необходимо обратить внимание, что порядок отбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств и заключения договоров о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу (договор хранения), федеральным законодательством не урегулирован.

Однако отсутствие законодательно установленного порядка не может служить препятствием для заключения органами внутренних дел субъекта Российской Федерации договоров хранения, поскольку заключение такого рода договоров обусловлено исполнением возложенных на них административно-принудительных функций.

Таким образом, несмотря на отсутствие в законодательстве требований к порядку отбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств, а также отсутствие императивных норм, предусматривающих проведение конкурсного отбора, судом высказана позиция о недопустимости свободного выбора лица, которым будут оказаны соответствующие услуги в условиях, когда не обеспечен равный доступ для других участников рынка.

Позиция о недопустимости свободного выбора лиц, которые будут оказывать соответствующие услуги, в условиях, когда не обеспечен равный доступ для других участников рынка, также нашла свое отражение в решениях Арбитражных судов Владимирской области от 07.12.2009 по делу № А11-13629/2009, Кемеровской области от 08.10.2012 по делу № А27-14139/2012, Курганской области от 26.07.2013 по делу № А34-3034/2013.

Вопросы выбора лица для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств также были предметом расследования Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее -УФАС), которым по заявлению Михайловской межрайонной прокуратуры возбуждено и рассмотрено дело в отношении ОМВД РФ по городу Михайловка Волгоградской области (предыдущее наименование – МО МВД России «Михайловский») и ООО «ВАМ» по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Как следует из решения УФАС по делу № 14-01-16-07/715 от 17.04.2015 ОМВД РФ по городу Михайловка Волгоградской области 01.04.2014 без проведения конкурсных процедур заключил договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел РФ с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, с ООО «ВАМ», нарушив тем самым требования антимонопольного законодательства.

В обоснование принятого решения УФАС указало, что последствием заключения указанного договора выступает создание преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности для ООО «ВАМ», устранение с рынка по оказанию услуг по перемещению и хранению транспортных средств, задержанных на территории городского округа город Михайловка, хозяйствующих субъектов, которые отвечающих требованиям законодательства и обладающих специализированными стоянками, ближайшими к месту задержания транспортных средств и отсутствие действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке оказания возмездных услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, а также их хранению и последующему возврату, игнорирование условий для обеспечения равнодоступности товарного рынка данных услуг для любых его участников.

При таких обстоятельствах, учитывая, что последствием заключения Договора о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел РФ с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, от 01.04.2014 стало ограничение доступа на товарный рынок (устранение с него) хозяйствующих субъектов, УФАС пришло к выводу о нарушении  ОМВД РФ по городу Михайловка Волгоградской области и ООО «ВАМ» требований п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, в вопросе способа отбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств можно констатировать, что судебными и антимонопольными органами выработан единообразный подход, а именно недопустимость свободного выбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств в отсутствие обеспечения равного доступа для остальных участников рынка.

Порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку также имеет некоторые особенности.

В силу положений п. 10 ст. 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

В Волгоградской области порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств регламентирован Законом Волгоградской области от 24.07.2012 № 90-ОД (далее - Закон).

В силу положений ч. 1 ст. 2 Закона хранитель подает в уполномоченный орган заявление о включении специализированной стоянки в реестр специализированных стоянок (далее - заявление). На основании заявления уполномоченный орган включает специализированную стоянку в реестр специализированных стоянок при условии соответствия специализированной стоянки требованиям, установленным настоящим Законом.

Включение специализированной стоянки в реестр специализированных стоянок Волгоградской области, внесение изменений в реестр специализированных стоянок Волгоградской области и исключение специализированной стоянки из реестра специализированных стоянок Волгоградской области закреплено административным регламентом, утвержденным приказом министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области предоставления государственной услуги от 22.04.2013 № 88-п.

Порядок реестра специализированных стоянок Волгоградской области утвержден постановлением Правительства Волгоградской области от 22.01.2013 № 9-п, пунктом 1.2. которого закреплено, что в Реестр включается специализированная стоянка, соответствующая требованиям, установленным Законом Волгоградской области от 24 июля 2012 г. № 90-ОД «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств».

Возможность эвакуации транспортного средства установлена статьей 27.13 КоАП, содержащей перечень административных правонарушений, при которых такая мера органами власти может быть применена.

Сама процедура его задержания и помещения на специализированную стоянку регламентирована пунктами 146 - 148 Приказа МВД РФ от 2 марта 2009 № 185 «Об утверждении административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

При этом законодательство содержит ряд условий, касающихся возможности и порядка эвакуации транспортного средства, в связи с чем, в случае возникновения угрозы либо случившегося факта помещения транспортного средства на специализированную стоянку, следует помнить следующее.

Помещение на специализированную стоянку возможно исключительно при совершении тех правонарушений, которые перечислены в статье 27.13 КоАП, в противном случае такая мера является незаконной.

Перечень и размер расходов на помещение и нахождение транспортного средства на специализированной стоянке установлен законодательством Российской Федерации.

Расчет тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств в случае помещения их на специализированную стоянку производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.04.2006 № 37-а (далее - Методические указания).

Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающими плату за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства, и содержат перечень учитываемых при расчете платы за нахождение транспортного средства на специализированной стоянке расходов.

В целях реализации данного приказа ФСТ РФ постановлением комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 16.10.2012 № 18/7 установлены тарифы по транспортировке (перемещению) задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранение на территории Волгоградской области.

Ранее указанное постановление закрепляло порядок расчета стоимости эвакуации транспортного средства, согласно которому тарифы по транспортировке применялись в отношении суммарного пробега (в километрах) транспортных средств, осуществляющих транспортировку (перемещение) задержанных транспортных средств (эвакуаторов), в том числе с учетом пробега с прибытием до задержанного транспортного средства, в размере, не превышающем пробег от места задержания транспортного средства до места хранения.

Однако, Решением Волгоградского областного суда от 25.02.2014 данные положения признаны не соответствующими требованиям законодательства.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 18.06.2014 № 16-АПГ14-7 данное решение оставлено без изменения.

Кроме того, в упомянутом определении Верховного суда Российской Федерации содержится разъяснение относительно оснований признания названной нормы не соответствующей положениям федерального законодательства. 

Так, в определении Верховного суда Российской Федерации закреплено, что по содержанию оспариваемое правовое регулирование противоречит предписаниям статьи 27.13 КоАП РФ, из анализа содержания которой следует, что совершившее административное правонарушение лицо обязано возместить расходы исключительно на перемещение задержанного транспортного средства, то есть затраты, понесенные с момента исключения транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов (административное задержание транспортного средства) до помещения его на специализированную стоянку путем перемещения при помощи другого транспортного средства. Однако пункт 2 Постановления № 18/7 предусматривает включение в оплату перемещения задержанного транспорта дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством, расходов, связанных с пробегом эвакуатора от места его нахождения до задержанного транспортного средства. Утверждение, содержащееся в апелляционной жалобе, о том, что федеральным законодателем на лицо, совершившее административное правонарушение, возложена обязанность по возмещению всех связанных с административным задержанием транспортного средства расходов, в том числе и расходы на пробег эвакуатора до места административного задержания транспортного средства, является ошибочным, поскольку основано на неверном толковании норм материального права.

Также необходимо учитывать, что ст. 27.13 КоАП РФ предписывает перемещение задержанного транспортного средства на ближайшую специализированную стоянку.

Из изложенного следует, что расчет стоимости транспортировки задержанного транспортного средства и его хранения на специализированной стоянке должны производиться в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства.

Неисполнение упомянутых норм права может повлечь нарушение прав потребителей.

Кроме того, допущение нарушения названных требований законодательства будет образовывать состав административных правонарушений, предусмотренных ст.  ст. 14.6 (нарушение порядка ценообразования), 14.7 (обман потребителей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.