400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Подскажите, кто из органов государственного контроля (надзора) призван следить за деятельностью кредитных кооперативов?

18.01.2012

Происходящие в последнее время кризисные явления в финансовых и иных сферах экономики страны непосредственно отражаются на социальной сфере государства, ведут к росту численности официальных безработных, просроченной задолженность по заработной плате.

На этом фоне все чаще появляются «выгодные» предложения от лиц, маскирующихся под кредитные потребительские кооперативы граждан и различные инвестиционные компании. Кредитные кооперативы ведут финансовую деятельность, являясь некоммерческими организациями, и поэтому не подпадают под действие законодательства о кредитных организациях. Вместе с тем, форма кредитных кооперативов зачастую используется для создания «финансовых пирамид», о чем свидетельствует уголовно-гражданская практика. Мошенничество в финансово-кредитной сфере не только посягает на экономические отношения, обеспечивающие нормальное функционирование финансово-кредитной системы государства, но и зачастую оказывает негативное воздействие на все общество в целом.

В этой связи роль налоговых органов по контролю за деятельностью кредитных кооперативов является первичной.

Согласно ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 5 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.

Письмом Федеральной налоговой службы от 05.05.2010 г. 3 МН-20-6/622 сообщается, что факт несоответствия сведений об адресе (месте нахождения) организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), фактическим обстоятельствам устанавливается налоговыми органами в ходе проведения мероприятий налогового контроля или при обращении в налоговые органы иных государственных органов и заинтересованных лиц.

При подтверждении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) организации налоговыми органами проводятся мероприятия, связанные с привлечением должностного лица указанной организации к административной ответственности, предусмотренной частью 3 или 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Налоговые санкции являются способом превенции недобросовестного поведения проверяемых лиц, ориентированы на обеспечение интересов бюджетной системы Российской Федерации.