400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Работа органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

03.03.2014

Разъясняет помощник прокурора Красноармейского района г. Волгограда Белякова И.М.
Одним из основных направлений борьбы с преступностью выступает профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Их распространение выступает одной из наиболее значимых общественных проблем, актуальность её преодоления не вызывает сомнения из-за её массовости, распространённости среди разных слоёв детского населения, устойчивости во времени, а главное, той угрозы, которую она несёт полноценному развитию подрастающего поколения и безопасности общества в целом.
Деятельность государственных органов и учреждений по противодействию указанным негативным явлениям получила правовое закрепление в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В законе закреплены субъекты, на которых возлагается проведение профилактических мероприятий в рассматриваемой сфере – это:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
- органы управления социальной защитой населения,
- федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,
- органы опеки и попечительства,
- органы по делам молодежи,
- органы управления здравоохранением,
- органы службы занятости
- органы внутренних дел.
Кроме того, принято решение о возложении ряда профилактических функций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на:
- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Каждому из указанных выше органов и учреждений определена своя роль в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так как лишь скоординированная совместная деятельность может привести к положительному результату в виде снижения числа противоправных деяний, совершенных несовершеннолетними, а также количества детей, оставшихся без надлежащего присмотра родителей.
При этом на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав возлагается особая функция по координации деятельности всех остальных субъектов профилактики.
Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к полномочиям комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дел об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной, спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в процесс потребления табака, а также за ряд иных правонарушениях в сфере несовершеннолетних.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством, употребляющих наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества без назначения врача, а также алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на их основе. В поле зрения данных органов и учреждений попадают также дети, совершившие правонарушение, содержащиеся в учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи или реабилитации, а также иные категории несовершеннолетних ввиду совершения ими уголовно-наказуемых деяний.
При этом перечень несовершеннолетних лиц, указанный в законе, не является исчерпывающим. Законодателем закреплено, что профилактическая работа может проводиться также и в отношении иных категорий детей в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи или реабилитации несовершеннолетних. Такое решение принимается с согласия руководителя конкретного органа или учреждения системы профилактики.
Вместе с тем основания для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и их родителей строго ограничены одним из следующих документов:
- заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи;
- приговор, определение или постановление суда;
- постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
- документы, определенные в качестве оснований для помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Ввиду особой значимости обеспечения законности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, указанное направление надзорной деятельности находится на постоянном контроле органов прокуратуры.