400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Каким образом государство борется с подростковой преступностью, с беспризорностью? Существует ли какая-либо система мер в этом направлении?

20.02.2012

На вопрос отвечает заместитель прокурора Красноармейского района Д.А. Актуганова

Система мер и средств, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних как часть общей системы предупреждения правонарушений обладает весьма существенными особенностями. Наличие этих особенностей определяется спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как социально-возрастной группы общества, находящейся на стадии интенсивного развития и формирования. В системе предупреждения правонарушений несовершеннолетних можно выделить:

1) раннюю профилактику, направленную на установление обстоятельств, отрицательно влияющих на формирование личность несовершеннолетних и предотвращение их перехода на преступный путь;

2) установление обстоятельств, уже повлекших совершение конкретных правонарушений несовершеннолетних;

3) предупреждение рецидива.

На всех этих уровнях предупреждения правонарушений осуществляется применительно к основным сферам воспитания несовершеннолетних с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по установлению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также по повышению эффективности органов, ведущих борьбу с правонарушениями подростков.

В деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Ее значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых антиобщественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более строгих мер, в том числе и уголовно-правового характера.

Раннюю профилактику, на наш взгляд, можно определить как совокупность мер, осуществляемых государственными органами и существенными организациями, с тем чтобы:

1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;

2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;

3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

 

Основными направлениями ранней профилактики являются.

1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков. Предмет профилактики здесь – окружающая подростка семейно-бытовая и трудовая (учебная), и среда досуга, а содержание составляют меры, направленные:

- на компенсацию недостатков воспитания подростков в семье, оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат):

- на осуществление контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечить интересы правильного развития подростков (ограничение пребывания их в вечернее время в общественных местах, запрет продажи табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним и т. д.); на то, чтобы предотвратить формирование контингентов с ослабленными позитивными социальными связями;

- на устранение недостатков и нарушений в деятельности органов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересов несовершеннолетних;

- на организацию правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих детей и подростков;

 

2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Это направление предполагает:

- применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;

- изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;

- применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;

 

3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением, здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

Меры ранней профилактики могут применяться как на индивидуальном (в отношении конкретных подростков, их родителей и т. д.), так и на общем уровне (в масштабе определенной территории, в отношении определенных контингентов несовершеннолетних и их родителей и т.д.).

В отличие от ранней профилактики второй уровень предупреждения заключается в установлении обстоятельств, уже повлекших совершение правонарушений несовершеннолетними, с тем, чтобы исключить возможность совершения преступлений, как этими подростками, так и другими несовершеннолетними, находящимися под воздействием тех же отрицательных влияний. Сюда относятся:

- своевременное пресечение противоправной деятельности и недопущение возможности ее продолжения, выбор правильных мер пресечения;

- обеспечение воспитательно-профилактического воздействия при судебном разбирательстве дел о преступлениях несовершеннолетних;

- применение наказания, обеспечивающего исправление и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей;

- принятие мер к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в преступную деятельность, злостно не выполняющим обязанностей по воспитанию детей;

- устранение причин и условий, способствовавших совершению правонарушений путем внесения представлений, частных определений, правовой пропаганды и иных как процессуальных, так и не процессуальных средств.

Третий уровень предупреждения направлен на борьбу с повторными правонарушениями несовершеннолетних. Он включает меры:

1) по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей;

2) по пресечению источников отрицательного влияния в семье и бытовом окружении подростков, совершавших ранее правонарушения;

На данном уровне важное место принадлежит организации и проведению правовой пропаганды.

В организационном отношении системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних является специализация органов ее осуществляющих.

Среди субъектов, осуществляющих предупреждение правонарушения несовершеннолетних, можно выделить:

1) органы, для которых борьба с правонарушениями несовершеннолетних является основной функцией их деятельности (комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, специальные учебно-воспитательные учреждения, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, воспитательные колонии);

2) правоохранительные органы (прокуратура, министерства внутренних дел, суды), решающие профилактические задачи в ходе осуществления более широкой в целом деятельности по борьбе с преступности' Для них характерно выделение специализированных служб, отдельных должностных лиц, занимающихся проблемами борьбы с преступлениями несовершеннолетних;

3) органы, которые выполняют профилактические функции наряду с основной своей деятельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних (школы, училища, предприятия, органы опеки и попечительства, общественные организации).