400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Что такое риск-ориентированный подход при организации государственного контроля (надзора)?

11.04.2017

На вопрос отвечает начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Фетюхина Ирина Юрьевна
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности хозяйствующего субъекта к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Иными словами частота проверочных мероприятий юридического лица или индивидуального предпринимателя в рамках риск-ориентированного поставлена в зависимость от тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований и вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.
В настоящее время риск-ориентированный подход применяется при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области связи.
Порядок отнесения объектов государственного контроля к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливается Правительством Российской Федерации применительно к каждому из вышеуказанных видов контроля. К примеру, применительно к Роспотребнадзору (в рамках санитарно-эпидемиологического надзора) предусмотрено 6 категорий риска: от чрезвычайно высокого риска, при котором плановые проверки проводятся каждый год, до низкого риска, при котором плановые проверки не осуществляются.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует знать, что по их запросу орган государственного контроля (надзора) в течение 15 рабочих дней обязан направить им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.
При этом хозяйствующий субъект вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Решение по такому заявлению принимается в срок не более 15 рабочих дней, которое в течение 3 рабочих дней направляется заявителю.
В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.