400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Какие нововведения законодательства коснулись сферы проверок бизнеса в наступившем 2017 году?

31.01.2017

На вопрос отвечает начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области Болдырева Е.В.
С 01.01.2017 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) претерпел существенные изменения.
С начала нового года расширены превентивные функции органов контроля (надзора).
Так, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, им способствующих, органы контроля (надзора) в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами должны осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований.
В рамках реализации указанных функций органы контроля обеспечивают размещение на своих официальных сайтах перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых будет проводиться.
Контролирующие органы также обязаны осуществлять информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, обеспечивать регулярное обобщение практики осуществления контроля.
В случаях поступления информации о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований, если ранее лицо не привлекалось к ответственности и отсутствуют сведения о причинении вреда, органы контроля (надзора) объявляют предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагают принять меры по обеспечению их соблюдения и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок.
Новой редакцией Федерального закона № 294-ФЗ определены виды контроля, при которых не требуется взаимодействие с проверяемым субъектом.
К таковым мероприятиям, в частности, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств, административные обследования объектов земельных отношений, исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи,  наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы и прочее.
Следует отметить, что подобные мероприятия могут проводиться только на основании заданий руководителей или заместителей руководителей органов контроля (надзора).  В случае выявления нарушений орган контроля (надзора) вправе принять решение о назначении внеплановой проверки.
Существенные изменения касаются правил организации внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В частности, с 01.01.2017 обязательным условием для назначения органами Роспотребнадзора проверочных мероприятий по жалобе потребителя является соблюдение последним претензионного порядка урегулирования конфликта с хозяйствующим субъектов, по результатам которого его требования не рассмотрены или не удовлетворены.
Предусмотрены дополнительные требования к обращениям граждан, которые могут служить основанием для организации проверочных мероприятий.
Так, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Кроме того законодатель предусмотрел обязанность органа контроля (надзора) принимать разумные меры к установлению обратившегося лица в случае возникновения обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления.
Наряду с этим, с начала нового года Федеральным законом № 294-ФЗ предусмотрена имущественная ответственность заявителя.
Согласно новым изменениям, органы контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с заявителя  расходов, понесенных в связи с рассмотрением его обращении, содержащем  заведомо ложные сведения.
Новеллой законодательства также является возможность организации и проведения определенными органами контроля (надзора) контрольной закупки, в рамках которой осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Основания для назначения контрольной закупки аналогичны основаниям внеплановой проверки.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых субъектов. Обязательным условием проведения такого мероприятия является участие в нем свидетелей.
Нововведения также затронули порядок проведения плановых и внеплановых выездных проверок.
Теперь, в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным, орган контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки.
При этом в течение трех месяцев со дня составления такого акта орган контроля (надзора) вправе вновь принять решение о проведении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.