400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

В правовом положении мигрантов, привлекаемых к труду, тоже произошли существенные изменения. Можно подробнее рассказать еще и об этом?

11.12.2014

 

На вопрос отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Мартынов И.И.
Еще один недавно принятый Федеральный закон, регулирующий сферу трудовой деятельности мигрантов – от 24.11.2014 №357-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступает в силу с 1 января 2015 года.
Основная содержательная направленность данного Федерального закона связана с заменой с 1 января 2015 года механизма квотирования при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на разрешительный порядок осуществления такой трудовой деятельности по патенту.
С 1 января 2015 года выдача разрешений на работу предусмотрена только иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы. В настоящее время для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу может получить иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию как в порядке, требующем получения визы, так и в безвизовом порядке. Также по разрешению на работу в настоящее время осуществлять трудовую деятельность возможно только у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С 01 января 2015 года патенты будут выдаваться только иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в безвизовом порядке (если сейчас по патенту можно работать только у физических лиц по найму на оснований трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то с 1 января 2015 года по патенту возможно будет работать как у физических лиц, так и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Одновременно изменены основания, условия и порядок получения «новых» патентов. Кроме того, иностранный гражданин не вправе будет осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта, на территории которого ему выдан патент.
Еще одно нововведение: если высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), то иностранный гражданин не вправе будет осуществлять на территории данного субъекта трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), которая не указана в патенте.
Правительству Российской Федерации предоставляется право принимать решение о приостановлении на определенный период или о прекращении выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов на основании.
Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в целях обеспечения содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан России, а также по результатам оценки рынка труда, руководствуясь прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, вправе будут принимать решение о приостановлении на определенный период или прекращении выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации.
Они также вправе будут принимать решение о запрете юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан на основании патента по отдельным видам экономической деятельности.
В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан будет выехать из Российской Федерации.
Непосредственно связаны с этими новшествами и изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В нем статья 8 дополнена частью 3.1, согласно которой письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения.
С 1 января 2015 года письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федераций) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
Вносятся изменения и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Устанавливается административная ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание и соответственно административная ответственность за привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание. Кроме того, глава 18 КоАП РФ дополнена статьей 18.20 «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента».

На вопрос отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Мартынов И.И.

Еще один недавно принятый Федеральный закон, регулирующий сферу трудовой деятельности мигрантов – от 24.11.2014 №357-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступает в силу с 1 января 2015 года.

Основная содержательная направленность данного Федерального закона связана с заменой с 1 января 2015 года механизма квотирования при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на разрешительный порядок осуществления такой трудовой деятельности по патенту.

С 1 января 2015 года выдача разрешений на работу предусмотрена только иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы. В настоящее время для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу может получить иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию как в порядке, требующем получения визы, так и в безвизовом порядке. Также по разрешению на работу в настоящее время осуществлять трудовую деятельность возможно только у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С 01 января 2015 года патенты будут выдаваться только иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в безвизовом порядке (если сейчас по патенту можно работать только у физических лиц по найму на оснований трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то с 1 января 2015 года по патенту возможно будет работать как у физических лиц, так и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Одновременно изменены основания, условия и порядок получения «новых» патентов. Кроме того, иностранный гражданин не вправе будет осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта, на территории которого ему выдан патент.

Еще одно нововведение: если высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), то иностранный гражданин не вправе будет осуществлять на территории данного субъекта трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), которая не указана в патенте.

Правительству Российской Федерации предоставляется право принимать решение о приостановлении на определенный период или о прекращении выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов на основании.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в целях обеспечения содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан России, а также по результатам оценки рынка труда, руководствуясь прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, вправе будут принимать решение о приостановлении на определенный период или прекращении выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации.

Они также вправе будут принимать решение о запрете юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан на основании патента по отдельным видам экономической деятельности.

В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан будет выехать из Российской Федерации.

Непосредственно связаны с этими новшествами и изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В нем статья 8 дополнена частью 3.1, согласно которой письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения.

С 1 января 2015 года письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федераций) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Вносятся изменения и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Устанавливается административная ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание и соответственно административная ответственность за привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание. Кроме того, глава 18 КоАП РФ дополнена статьей 18.20 «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента».