400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Существуют ли какие-либо особенности заключения договоров аренды помещений, находящихся в федеральной собственности

11.01.2012

В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют и пользуются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества. Между тем распорядиться имуществом, находящимся в оперативном управлении, они могут только с согласия собственника.

В силу статьи 609 ГК РФ договор аренды, заключенный на срок более года должен быть составлен в письменной форме. В том случае, если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, договор заключается в письменной форме независимо от срока.

Для договора аренды здания или сооружения письменная форма обязательна в любом случае в соответствии с требованиями ст. 651 ГК РФ. При этом составляется один документ, подписанный сторонами. Несоблюдение формы договора влечет его недействительность.

Помимо этого, в том случае, если договор аренды зданий или сооружений заключен на срок более одного года, он подлежит государственной регистрации (в Росреестре).

Административное законодательство предусматривает ответственность за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта. Часть 2 ст. 7.24 КоАП устанавливает, что использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц (исходя из сложившейся судебной практики к ним приравниваются индивидуальные предприниматели) – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 17 февраля 2011 года № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» разъяснил, что при применении ч. 2 ст. 7.24 КоАП арендатор (субарендатор) объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого имеется  согласие собственника на распоряжение соответствующим имуществом.

В соответствии со ст. 28.4 КоАП возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.24 КоАП относится к компетенции исключительно прокуратуры.

За 11 месяцев 2011 года прокуратурой Волгоградской области было направлено в арбитражный суд 10 заявлений в порядке ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса о привлечении виновных к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ. Речь идет о  юридических лицах и ИП, которые арендовали федеральную собственность без документов или на основании ненадлежаще оформленных документов.

Подобные дела направлялись прокурорами Ворошиловского, Краснооктябрьского, Красноармейского, Киквидзенского районов, а также  специализированными прокуратурами по надзору за особо режимными объектами и исправительно-трудовыми учреждениями.