400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Существуют ли особенности проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2018 году?

28.02.2018

На вопрос отвечает начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области Болдырева Е.В.
В 2018 году сохраняется запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с
ч. 9 ст. 9 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федерального закона № 294-ФЗ), в частности, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, в социальной сфере.  
Кроме того, законодателем введена обязанность использования органами, осуществляющими проверки с применением риск-ориентированного подхода, с 01.01.2018 проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановой проверки.
Проверочные листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.
Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177.
Форма проверочного листа по каждому виду надзора утверждается приказами соответствующего федерального органа.
К примеру, приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447 утверждены формы проверочных листов при осуществлении государственного экологического надзора, государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами; приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860 – при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 – при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и др.
Стоит отметить, что до 1 июля 2018 года требования в части проверочных листов не применяются при осуществлении государственного экологического надзора на континентальном шельфе Российской Федерации, государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, государственного экологического надзора в исключительной экономической зоне Российской Федерации, государственного экологического надзора в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения (постановление Правительства РФ от 04.11.2017 № 1330).
При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы, утверждаемые несколькими органами государственного (муниципального) контроля.
Заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.  
В случае нарушения требований о применении проверочных листов юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обжаловать действия (бездействие) контролирующих органов в прокуратуру.