400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 53-40-68
(8442) 31-03-88

Сегодня состоялось совместное заседание коллегий прокуратуры региона и ГУ МЧС по Волгоградской области по вопросу обеспечения требований законодательства о защите лесов и населенных пунктов от природных пожаров

28 Марта 2012

Управление по надзору за исполнением федерального законодательства

   Сегодня в прокуратуре Волгоградской области состоялось совместное заседание коллегий прокуратуры региона и ГУ МЧС по Волгоградской области по вопросу обеспечения требований законодательства о защите лесов и населенных пунктов от природных пожаров.  На заседании с докладами выступили начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии Владимир Чернышов, начальник управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по области Михаил Симонов.

Результаты проверки прокуратуры показали, что, несмотря на проводимую органами государственной власти и местного самоуправления работу, в целом ситуация, связанная с обеспечением надлежащей противопожарной защищенности лесов и населенных пунктов, остается сложной.

Подведомственное комитету лесного хозяйства области СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр» в полной мере не готово к ликвидации лесных пожаров на территории региона в пожароопасный период 2012 года, отсутствуют в необходимом количестве силы и средства, способные обеспечить эффективное тушение лесных пожаров. В ряде подразделений учреждения техника находится в неисправном состоянии, штатная численность мобильных лесопожарных бригад в полной мере не укомплектована, отсутствуют в необходимом количестве противопожарный инвентарь и средства связи (радиостанции), предназначенные для оперативного обмена информацией при тушении лесных пожаров. 

Негативным явлением, способствующим быстрому распространению огня в случае пожара, являются многочисленные горельники, имеющиеся на территории области. По сведениям государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2012 на территории области расположено 18 137 га гарей в границах всех лесничеств области. Таким образом, огнем уничтожено практически 4% лесных насаждений региона. Наибольшая площадь горельников зарегистрирована в Арчединском лесничестве (Фроловский район) – 7453 га, Серафимовичском лесничестве – 1989 тыс. га, Михайловском лесничестве – 1738 га, Камышинском лесничестве – 1146 га и Урюпинском лесничестве – 1132 га.

Комитетом лесного хозяйства области и подведомственными ему учреждениями контроль за соблюдением условий договоров аренды лесных участков в части мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется ненадлежащим образом.

Арендаторами лесных участков повсеместно допускаются нарушения законодательства о пожарной безопасности, вместе с тем, данные факты остаются без реагирования со стороны учреждений, подведомственных Комитету лесного хозяйства области.

Неэффективна работа Комитета по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений лесного законодательства. В минувшем году результативность проведения проверок составила 26%, в 1 квартале 2012 года – 0.

На протяжении последних лет работа по планированию деятельности Комитета вызывает существенные нарекания. За период 2011-2012 г.г. в плановом порядке сотрудниками Комитета охвачено лишь 25,5 % из общего количества субъектов предпринимательской деятельности, использующих лесные участки.

По-прежнему органами местного самоуправления должным образом не реализуются полномочия по охране населенных пунктов от природных пожаров. Во многих поселениях отсутствуют противопожарное водоснабжение, системы оповещения людей о пожаре, опашка защитными полосами, первичные средства пожаротушения, подъезды и площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды, своевременно не убираются горючие отходы, мусор, сухая трава, не проводится работа с населением в части пропаганды противопожарных мероприятий и др.

По сведениям ГУ МЧС России по области, на территории области за 4 месяца 2012 года зарегистрировано 1709 (АППГ – 1584) возгораний сухой травы и мусора на открытой территории. Наибольшее количество природных пожаров произошло в г. Волгограде (981), г. Волжском (116), Среднеахтубинском (104), Городищенском (92) и Светлоярском (73) районах.  

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года значительно возросло количество ландшафтных пожаров на территориях Николаевского (с 1 до 17), Быковского (с 1 до 9), Нехаевского (с 1 до 7), Старополтавского (с 3 до 13), Суровикинского и Чернышковского (с 5 до 10 и с 2 до 4 соответственно) районов. 

Основной причиной пожаров является возгорание мусора, сухой травы, камыша. Вместе с тем, данные условия и причины остаются вне поля зрения органов местного самоуправления города, не принимающих достаточных профилактических мер, способных ликвидировать угрозу массовых возгораний.

В апреле-мае текущего года в ходе проверок соблюдения законодательства о пожарной безопасности выявлены многочисленные нарушения в деятельности практически всех районных администраций города. Территории Ворошиловского, Дзержинского, Кировского, Красноармейского, Советского, Тракторозаводского районов Волгограда в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также множество участков, прилегающих к жилым домам и иным постройкам, не очищены от мусора, сухой травы, камыша. В отношении должностных лиц администраций возбуждены административные производства, в суд предъявлены исковые заявления о понуждении устранить названные нарушения. 

Не отвечает нормативным требованиям и противопожарное состояние городских лесов, расположенных в границах г. Волгограда, находящихся в муниципальной собственности и переданных на праве постоянного (бессрочного) пользования МУ «Горэколес». Территории лесничеств не очищаются от мусора, сухостоя, чем создаются предпосылки для возникновения пожароопасной ситуации не только в лесах, но и в населенных пунктах.

Органы местного самоуправления формально подходят к формированию резервов финансовых и материальных средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных и с природными пожарами.

Не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям работа подразделений надзорной деятельности ГУ МЧС России по области.

По результатам заседания принято решение, нацеленное на повышение эффективности прокурорского надзора и выработку дополнительных мер по предупреждению пожароопасных ситуаций в регионе.