400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

По инициативе прокурора области обсуждены вопросы непринятия коммунальными операторами мер по взысканию задолженности за энергоресурсы

20 Ноября 2013

Под председательством прокурора Волгоградской области В.В. Чурикова состоялось совещание, посвященное вопросам непринятия организациями коммунального комплекса адекватных мер по взысканию задолженности за энергетические ресурсы.
В совещании приняли участие губернатор Волгоградской области С.А. Боженов, начальник УФСБ России по Волгоградской области Блинов С.Н., руководитель СУ СК РФ по Волгоградской области М.К. Музраев, начальник ГУ МВД России по Волгоградской области А.Н.Кравченко, заместитель председателя правительства региона В.Н. Гречина, глава города И.М. Гусева, и.о. главы администрации города А.В. Кореньков, председатель КСП региона И.А. Дьяченко, прокурор города и прокуроры районов г.Волгограда.
С докладами по теме совещания выступили начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства И.А. Ребрина, председатель региональной КСП И.А. Дьяченко.
Заслушали директора МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» Л.А. Левченко.
Выступающие отметили, что, помимо злоупотреблений управляющих организаций, причиной роста задолженности за потребленные энергоресурсы является неэффективная работа коммунальных операторов.
Проведенная прокуратурой Волгоградской области с привлечением региональной КСП и администрации г.Волгограда в ноябре т.г. проверка деятельности основного коммунального оператора г.Волгограда МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» вскрыла многочисленные нарушения законодательства.
Только за последнее время размер долга МУП «ВКХ» перед кредиторами увеличился почти на 1 млрд. рублей (по состоянию на 01.01.2012 –долг составил 1 млрд. 859 млн. рублей, по состоянию на 01.10.2013 – долг достиг 2 млрд. 760 млн. рублей). При этом наблюдается непрерывный рост просроченной кредиторской задолженности (с 57,7% до 86,6% от общего объема задолженности). На этом фоне отмечается рост дебиторской задолженности, которая с 2011 года увеличилась более чем в 2 раза (по состоянию на 01.10.2013 – 2 972,7 млн. руб.).
Вместе с тем, МУП «ВКХ» необходимые мероприятия для фактического взыскания задолженности с контрагентов не проводятся, а принимаемые меры сопровождаются многочисленными нарушениями, ввиду чего малоэффективны.
В частности, на предприятии сложилась практика заключения мировых соглашений с основными должниками – управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и жилищно-строительными кооперативами, предусматривающих периодическое внесение платежей по согласованному с предприятием графику с целью погашения просроченной задолженности за теплоснабжение и горячее водоснабжение.
В настоящее время МУП «ВКХ» заключено 84 таких мировых соглашения на сумму свыше 1,2 млрд. рублей, исполнение которых необдуманно растянуто на 2 – 2,5 года. 28 мировых соглашений на сумму 125 млн. рублей вообще остались неисполненными.
Там же, где мировые соглашения якобы исполняются, должники фактически перестают вносить текущие платежи в необходимых объемах, ввиду чего общий размер их задолженности перед муниципальным предприятием не сокращается, а напротив – увеличивается.
Анализ состояния расчетов 13 управляющих компаний города (ООО УК Тракторозаводского района», ООО «Емкор», ООО «Жилье-46», ООО «УК «Стабильность», ООО «Дом-Сервис», ООО Райкомхоз», ООО «УК «Ренессанс», ООО «Жилкомфорт», ООО «УК «Центрального района», ООО «УК «Ворошиловского района», ООО «УК ЖЭУ-43», ООО «Кировская жилищная компания», ООО «Красноармейская жилищная компания»), показал, что их общий долг с 01.01.2012 по 01.01.2013 увеличился почти на четверть и превысил 1 млрд. 111 тыс. рублей.
При этом отдельными управляющими организациями (ООО «УК «Стабильность», ООО «УК «ЖЭУ-43») до 32% снижен размер текущих платежей от начислений за 9 месяцев 2013 года.
Не выдерживает критики деятельность МУП «ВКХ» по инициированию и организации принудительного исполнения судебных решений об удовлетворении требований предприятия о взыскании задолженности.
Проверкой вскрыты неединичные случаи необоснованного отзыва исполнительных документов из территориальных подразделений УФССП по области, волокиты при направлении исполнительных листов для принудительного исполнения, отсутствия какого-либо контроля за ходом и результатом исполнения судебных актов.
К примеру, решением Арбитражного суда Волгоградской области, вступившим в законную силу в августе 2012 года, удовлетворены требования МУП «ВКХ» о взыскании с ООО «Новострой» задолженности за потребленные энергоресурсы в сумме 6,7 млн. рублей. Однако до настоящего времени принудительное исполнение названного судебного акта не организовано, в том числе, ввиду отзыва исполнительного листа взыскателем. При этом судебными приставами с данного должника в пользу иных лиц взыскано более 3,5 млн. рублей.
Затягивание направления исполнительного документа для принудительного исполнения способствовало выводу должником средств (по данным фактам в настоящее время ОП №1 УМВД РФ по г. Волгограду проводится процессуальная проверка).
Вскрыты и другие вопиющие случаи безосновательного отзыва исполнительных документов из службы судебных приставов. К примеру, 30.08.2013 МУП «ВКХ» из Волжского городского отдела УФССП по области отозван исполнительный лист о взыскании с ООО «Спецэнергоремонт» более 1,5 млн. рублей. Поводом к этому послужило намерение муниципального предприятия заключить с должником соглашение о взаимозачете имеющихся требований.
Однако до настоящего времени такое соглашение не заключено и возможность его подписания фактически утрачена ввиду отказа Арбитражным судом области в удовлетворении исковых требований МУП «ВКХ» к ООО «Спецэнергоремонт» из-за ненадлежащего исполнения муниципальным предприятием договорных обязательств перед последним.
В ряде случаев муниципальное предприятие ограничивается направлением исполнительных документов непосредственно в банковские организации, где у должников открыты счета, не используя иные возможности, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве для взыскания имеющейся задолженности. При этом такой механизм взыскания отличается низкой эффективностью: в 2012-2013 г.г. МУП «ВКХ» в банки направлено 89 исполнительных документов на общую сумму свыше 140 млн. рублей, процент исполнения которых составил лишь 59,6%.
К примеру, исполнительный лист о взыскании с ООО «УК «Стабильность» в пользу МУП «ВКХ» задолженности на сумму свыше 35 млн. рублей находился на исполнении в Тракторозаводском РО УФССП по области 1 день, после чего отозван взыскателем и направлен в Волгоградское ОСБ №8621. Перечисление денежных средств банком не производится ввиду их отсутствия на счетах должника. Подобная ситуация способствует возможности вывода должником средств, на которые может быть обращено взыскание
Проверка, проведенная прокуратурой области, показала, что зачастую подобные действия муниципального предприятия продиктованы указаниями учредителя – администрации г. Волгограда. В частности, письмом комитета по правовым вопросам администрации Волгограда от 09.08.2013 №455пу/13, МУП «ВКХ» указано производить взыскание задолженности, минуя службу судебных приставов.
Вместе с тем, направление исполнительных документов взыскателем непосредственно в банковские организации существенно ограничивает возможность обращения взыскания на имущество должника и применения к неплательщикам мер уголовно-правового характера.
Ряд должников вовсе не охвачен претензионно-исковой работой муниципального предприятия. К примеру, в настоящее время у граждан, проживающих в многоквартирных домах, избравших непосредственный способ управления, перед МУП «ВКХ» имеется задолженность, превышающая 200 млн. рублей, образовавшаяся с 2009 года. Однако мер к ее взысканию не предпринималось, ввиду чего сроки исковой давности по взысканию более 113 млн. рублей, в настоящее время истекли.
Наряду с ненадлежащей работой предприятия по взысканию дебиторской задолженности проверкой установлено неэффективное расходование финансовых ресурсов, также отражающееся на платежеспособности МУПа.
Вскрыты случаи приобретения товаров, работ и услуг вопреки требованиям закона, неисполнения договорных обязательств, повлекших утрату возможности взыскания многомиллионных сумм.
Всего в текущем году при совершении предприятием экономически невыгодных сделок излишне израсходовано почти 9 млн. рублей.
Несмотря на сложное финансовое положение, предприятие в отсутствие согласования администрации Волгограда в текущем году заключало ряд крупных контрактов на сумму около 10 млн. рублей.
Кроме того, в нарушение локальных актов дирекцией МУПа на протяжении 2012 - первого полугодия 2013 года ежемесячно в максимальном размере начислялись премии. Общая сумма премиального вознаграждения – свыше 4 млн. 360 тыс. рублей.
Помимо этого, проверкой установлено, что из-за уклонения администрации г.Волгограда от оплаты поставляемых предприятием ресурсов для отопления муниципальных помещений МУП «ВКХ» ежегодно недополучает более 30 млн. рублей.
В настоящее время функционирование предприятия и его расчет с поставщиками обеспечивается, прежде всего, благодаря заемным денежным средствам. При этом кредитные обязательства для муниципального предприятия являются крайне обременительными. Только за период 2009 - 2013 гг. МУП «ВКХ» за пользование кредитами понесены расходы на общую сумму 244 млн. руб.
Наряду с этим, условием получения последнего кредита на 1 млрд. 200 млн. рублей, помимо поручительства 20 юридических лиц (19 - это управляющие компании, по 9 из которых возбуждены уголовные дела, а остальным 10 - проводятся процессуальные проверки), явился залог муниципального имущества общей стоимостью 1 млрд. 354 млн. рублей.  Всего в залоге находятся 69 объектов недвижимого имущества, среди которых 17 учреждений здравоохранения и 2 - образования, 19 объектов соцобслуживания и 9 объектов, в которых осуществляют свою деятельность федеральные учреждения.
Учитывая критическое финансовое положение МУПа, возникает реальный риск перехода заложенного имущества в частные руки.
Проведенная проверка деятельности МУП «ВКХ» свидетельствует о неэффективных управленческих решениях, принимаемых руководством предприятия и его учредителем, что влечет дезорганизацию работы основного коммунального оператора г. Волгограда, рост его кредиторской и дебиторской задолженности, и способствует ненадлежащему состоянию законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа.
По результатам проверки прокуратурой области подготовлены представления в адрес и.о. главы администрации  г.Волгограда и директора МУП «ВКХ». Также прокуратурой региона в СУ СК РФ по Волгоградской области направлены материалы для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц, допустивших рост задолженности за услуги ЖКХ. 
Согласно решению совещания органам региональной власти необходимо дать оценку сложившейся ситуации в сфере ЖКХ г.Волгограда и принять экстренные меры по её разрешению.
Кроме того, прокуратурой области поручено руководителю регионального УФССП провести с МУП «ВКХ» сверки направленных исполнительных документов и находящихся на исполнении производств.
Принятое по итогам совещания решение нацелено на урегулирование комплекса проблем в сфере ЖКХ.