400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Предлагаем вашему вниманию интервью начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Ирины Анатольевны Ребриной газете "Новые деловые вести"

15 Июля 2013

С начала года область лишилась восьми с половиной тысяч ИП.
Причины такого положения дел только ли в увеличении с 1 января 2013 года размера страховых взносов предпринимателей?
На этот и другие вопросы корреспондента «НДВ» отвечает начальник Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Ирина Ребрина.
Ирина Ребрина: Конечно, законодательное увеличение страховых взносов – одна из основных причин, можно сказать, всероссийского масштаба. Но есть и другие, образного говоря, «местного розлива». Судите сами, например, в Астраханской, Воронежской областях или в Краснодарском крае за 1 квартал т.г. число ИП сократилось только на 6%, тогда как в нашем регионе без малого на 10.
В условиях резкого сокращения количества индивидуальных предпринимателей, казалось бы, очевидно, что первостепенной задачей региональных и местных властей сегодня должны являться поддержка и сохранение бизнеса. Однако, как показывает практика, работа властей в данном направлении пока далека от идеала.
НДВ: И в чем это выражается?
– В 2013 год предприниматели региона вступили не только с возросшим финансовым обременением, но и с отсутствием главного документа – долгосрочной областной целевой программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. Взамен бизнес получил лишь ведомственный документ Министерства экономики, который, как все правовые акты такого рода, подкреплен меньшим размером финансирования и реализуется исключительно упомянутым органом власти.
На что прокуратурой области внесено в представлении главе министерства начале марта текущего года. 20 мая постановлением Правительства региона программа на 2013 – 2017 годы, наконец-то, утверждена. Однако документ в законную силу еще не вступил, а тем временем на 27 мая область лишилась уже 8,5 тыс. индивидуальных предпринимателей.
В регионе до настоящего времени не принята и комплексная программа развития торговли. Ее претворение в жизнь намечено Минпромом и торговли только к началу 2014 года.
– А как реализуются существующие программы поддержки предпринимательства?
– Цифры говорят сами за себя. На программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции…» в т.г. выделено 17% от предусмотренных объемов; программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг…» – 1,5%; на ведомственный документ Минэкономики – 0,6%. А программа «Развитие промышленности области и повышение ее конкурентоспособности» не финансировалась вовсе.
– Как обстоят дела с поддержкой предпринимательства в районах области?
– Должные меры поддержки субъектам предпринимательской деятельности не оказываются и органами местного самоуправления области. Только в 36 из 475 муниципальных образований приняты целевые программы, направленные на поддержку бизнеса.
Во всех остальных районах области программных документов либо нет совсем, как например, в Даниловском, Жирновском, Иловлинском, Калачевском, Камышинском, Николаевском, Серафимовичском и Среднеахтубинском районах, либо разработаны они только одним муниципальным образованием. При этом для действующих программ характерно ненадлежащее исполнение, формализм и недофинансирование.
– Как работает на территории области так называемая система «одного окна»?
– С сожалением вынуждены констатировать, что органами власти допускаются неединичные нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг.
Тогда как по данным всероссийского центра исследования общественного мнения каждый третий предприниматель является активным пользователем Интернет-ресурсов, органы власти существенно отстают от заданных Правительством РФ ориентиров в переводе процедур оказания услуг в электронный вид. Ни один из рекомендуемых этапов такого перехода в срок не исполнен.
Только после проверки прокуратуры области началась активная работа Министерства экономики и Комитета информационных технологий по утверждению такого документа на 2013 год, однако в настоящее время его отсутствие позволяет органам исполнительной власти области либо предпринимать разрозненные действия на данном направлении, либо не предпринимать их вовсе.
Не налажена работа многофункциональных центров, которые призваны снизить антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги чиновниками. Регион опоздал с утверждением перечня госуслуг МФЦ. Он утвержден Правительством области только 25 сентября 2012 года, тогда как в соответствии с Концепцией снижения административных барьеров, закрепленной распоряжением Правительства РФ, он должен был быть принят еще в 3 квартале 2011 года.
Органы власти как регионального, так и местного уровня, оказывающие услуги предпринимателям, не спешат обременять себя соглашениями с МФЦ. На момент прокурорской проверки они отсутствовали даже у Министерства экономики области. Из-за такой нерасторопности должностных лиц предприниматели, которые привязаны к МФЦ по месту своего жительства, получают разный объем услуг посредством этих центров.
Наряду с этим, в МФЦ отмечается низкая материально-техническая база, они испытывают недостаток в квалифицированных кадрах. Прокурорскими проверками нарушения обнаружены в 9 из 20 ныне действующих центрах.
Однако, только в декабре 2012 года, когда на территории области деятельность осуществляли уже почти 15 МФЦ, Министерством инициировано обучение участников предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом, прокурорами Октябрьского района, Михайловским и Урюпинским межрайпрокурорами вскрыты случаи, когда причиной несвоевременного и некачественного оказания услуги предпринимателям являлось элементарное незнание сотрудниками МФЦ участка работы.
Вывод напрашивается сам собой, сегодня этот механизм, направленный на снижение «хождения по мукам», не работает даже наполовину.
– Сегодня много говорится о том, что чиновники не должны истребовать лишнюю документацию, а что на деле?
– Аналогичная МФЦ ситуация сложилась с работой системы межведомственного электронного взаимодействия, которая появилась вместе с запретом на истребование у заявителей документов, имеющихся в распоряжении органов власти. Проверка показала, что внедрение СМЭВ осуществляется неравномерно, ряд должностных лиц предпочитают «по старинке» взаимодействовать «на бумаге».
Масштабы проблем применения законодательства, регламентирующего предоставление услуг, иллюстрирует работа одного отдельно взятого ведомства – Мингосимущества.
Выбор именно этого Министерства в качестве объекта проверки не случаен, поскольку именно оно распоряжается недвижимостью и землей, недоступность которых вызывает наибольшую обеспокоенность у представителей бизнеса.
В середине 2012 года из-за хронической волокиты администрацией Волгограда обращений юридических и физических лиц о выделении земли, полномочия на землю, государственная собственность на которую не разграничена, переданы Мингосимуществу.
Настоящая проверка показала, что с этим «бичом» Мингосимущество не справляется: нарушения сроков рассмотрения обращений продолжаются, процедура оказания услуг затягивается, заявителям в ряде случаев направляются немотивированные отказы.
Таких ведомств, где не все в порядке, как с организацией, так и с предоставлением услуг предпринимателям, как показывают проверки великое множество. В качестве иллюстрации: в текущем году прокурорами возбуждено более 60 административных дел, в основу которых положены нарушения прав субъектов предпринимательства.
Из перечисленных фактов складывается негативная оценка делового климата в области. Однако, даже в таких условиях, что называется «на костях», наш регион пытается создать видимость благоприятной базы для инвестиций. Приоткрывая завесу проблем инвестиционной привлекательности, становится понятно, почему в последнее время средства массовой информации пестрят статьями о неблагополучном деловом климате региона.
– В чем, по вашему мнению, причина такого положения дел?
– Проблемы – в отсутствии взвешенного подхода к решению вопросов инвестиционной привлекательности. Только в октябре ушедшего года, наверстывая исполнение поручений Президента страны, прозвучавших еще в Послании Федеральному Собранию в 2010 году, в регионе появилась программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику области до 2014 года». Проверка исполнения этого документа показала, что ряд обозначенных в них мероприятий региональной властью исполнены быть не могут, ввиду отсутствия компетенции, а о тех, которые возможно претворить в жизнь, некоторые ведомства не вспоминают.
Ввиду отсутствия финансирования в 2012 году не создан специализированный многоязычный интернет-портал об инвестиционной деятельности в регионе, а также не велась работа по формированию земельных площадок с подготовленной инфраструктурой для размещения потенциальных инвесторов.
Та же пресловутая причина на неопределенный срок приостановила процесс создания Государственного бюджетного учреждения «Агентство инвестиционного развития и государственного – частного партнерства Волгоградской области», задача которого – привлечение российских и иностранных инвестиций и координация их взаимодействия с органами исполнительной власти. Сегодня его функции на платной основе хозяйствующим субъектам осуществляет ОАО «Корпорация развития Волгоградской области». Мы не могли не заинтересоваться результатами работы этой коммерческой организации – в 2012 году услуги по работе с тремя инвесторами принесли ей более 6 млн. рублей... Безусловно, эти деньги могли «упасть» в бюджет государственного учреждения.
Вне поля зрения заинтересованного в привлечении инвесторов Министерства экономики, остается существующее в региональном законодательстве препятствие получению инвесторами объектов залогового фонда области.
В частности, региональный законодатель в Законе «О залоговом фонде области» предусмотрел так много «если», что конкурс на предоставление объектов залогового фонда может быть проведен только после внесения изменений в данный правовой акт. Применять его на практике сегодня невозможно. Как следствие, ни одно предприятие-инвестор до настоящего времени не обзавелось такой поддержкой. К сожалению, негативные последствия таких непродуманных действий не заставили себя ждать.
Например, ОАО «Балыклей» ввиду отсутствия залоговой базы и достаточного оборота денежных средств для получения кредитных ресурсов приостановлена реализация инвестпроекта «Развитие свиноводческого и мясомолочного производства» на территории Дубовского района. В Ленинском районе по той же причине «заморожены» проекты реконструкции консервного завода (инвестор ООО «Восток Плюс») и строительства комплекса по выращиванию и переработке овощей (инвестор ООО «Гранд Томато»). Сколько возможных налогов и рабочих мест область теряет от этого, остается только предполагать…
– Фраза «хватит кошмарить бизнес» прочно вошла в наш лексикон, но как на практике этот посыл руководства страны исполняется контролирующими органами?
– Прокуратурой постоянно пресекаются нарушения прав предпринимателей контролирующими органами.
Несмотря на то, что вот уже более 5 лет действует 294-Федеральный закон, бизнес все еще испытывает на себе незаконное вмешательство контролирующих органов.
Факты незаконного выхода на внеплановые мероприятия по контролю, проведение проверок в отсутствие распоряжений, реализация мероприятий по контролю, позиционируемых как плановые, но отсутствующих в Сводном плане, и другие нарушения законодательства о госконтроле положены в текущем году в основу почти 100 актов реагирования.
Так, к примеру, в первом полугодии 2013 года незаконные проверки проводили УГИБДД, УНД ОНД ГУ МЧС России, УФМС России по области и пр. По представлениям прокуратуры дисциплинарные наказания понесли 22 сотрудника этих ведомств.
После вмешательства прокуратуры области скорректирована деятельность Управления Росздравнадзора, которое при проведении предлицензионных проверок деятельности предпринимателей, оценивало соблюдение ими санитарно-эпидемиологического законодательства, тогда как этот вопрос отнесен к полномочиям Роспотребнадзора.
Грубые нарушения прав предпринимателей допускают органы муниципального контроля, доля проверок которых от общего количества не превышает 10%.
Судами в настоящее время рассматривается свыше 20 административных постановлений, вынесенных прокурорами в отношении органов муниципального контроля, нарушивших 294-Федеральный закон.
– Теперь формированием плана проверок контролирующими органами предпринимателей занимается прокуратура, как это отразилось на представителях бизнес-сообщества?
– Предоставление органам прокуратуры полномочий по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, безусловно, оказало положительное воздействие на обеспечение законности в сфере предпринимательства при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Например, проанализировав во втором полугодии 2012 года предложения органов контроля о плановых проверочных мероприятиях на текущий год, мы отклонили более 2 тысяч из них. Если брать последние три года, то число необоснованных проверок, которые, не будь прокуратуры, могли быть реализованы – свыше 10 тысяч.
В том же 2012-м значительное количество нарушений прав предпринимателей выявлено в деятельности оперативных подразделений ГУ МВД России по области при обследовании принадлежащих им помещений. Принятыми органами прокуратуры мерами удалось достичь значительного сокращения количества необоснованных проверок субъектов предпринимательской деятельности. Полностью пресечена практика распоряжений о проведении обследований неуполномоченными на то лицами.
Однако продолжают иметь место факты проверок хозяйствующих субъектов на основании непроверенной информации. Как в прошлом, так и в текущем году отмечались нарушения, касающиеся участия в них должностных лиц, не наделенных такими полномочиями, непринятия обязательных мер по вручению представителям хозяйствующих субъектов копий распоряжений о проведении обследований и пр.
– И в заключение, ваши пожелания предпринимателям...
– Пользуясь возможностью, обращусь и к представителям бизнес – сообщества: получив поддержку в лице прокурора вы, в свою очередь, должны принимать все меры к формированию цивилизованного рынка, не злоупотребляя вновь приобретенными защитными механизмами. При наличии сигналов о нарушении прав предпринимателей, необходимо обращаться в органы прокуратуры, по каждому обращению будет проведена тщательная и объективная проверка.
В заключение, хочется напомнить, что предпринимательство является одним из наиболее надежных и стабильных источников поступлений в бюджеты различных уровней. И от того, насколько сегодня мы поможем этому институту, завтра может зависеть благосостояние наших детей и родителей.