400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

При губернаторе региона состоялось координационное совещание по обеспечению правопорядка, на котором с докладом выступил прокурор Волгоградской области В.В. Чуриков

28 Марта 2013

Уважаемые участники совещания!

 В прошедшем году проделана определенная работа по укреплению законности на территории области.  Только органами прокуратуры   в минувшем году выявлено более 62 тысяч нарушений, для устранения которых опротестовано свыше  9 тысяч правых актов, в суды направлено 17 тысяч исков, немногим более 11 тысяч должностных лиц наказаны в дисциплинарном порядке, пять тысяч - привлечены к административной ответственности, по материалам прокуроров возбуждено 316 уголовных дел.

Ядром прокурорского надзора была и остается правозащитная деятельность. Основные наши усилия направлялись на то, чтобы утвердился правовой порядок в социальной сфере. Особенно там, где наиболее всего наши граждане чувствуют себя незащищенными.

В течение года прокурорами отстаивались интересы инвалидов на доступную безбарьерную среду, на бесплатное  получение необходимых лекарств, льготную оплату  коммунальных услуг, на обеспечение  жильем.

Не терял актуальности надзор за соблюдением трудового законодательства, пресекались попытки нарушений гарантированных законом прав работников на своевременное и в полном объеме получение заработной платы, иных обязательных выплат. Работодателями нередко игнорировались требования законодательства при оформлении трудовых отношений с работниками, их увольнении в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников. В частности, несвоевременно производились предусмотренные законом выплаты и компенсации высвобождаемым работникам.

Проведенные прокурорами мероприятия позволили погасить задолженность по заработной плате на сумму свыше 120 млн. руб., в том числе скрытую – на сумму более 50 млн., по инициативе прокуроров в отношении работодателей возбуждено 14 уголовных дел, 13 лиц - дисквалифицировано.

Проведенной Генеральной прокуратурой неделю назад проверкой организации надзора  за соблюдением трудового законодательства в части оплаты труда подтверждена правильность избранного органами прокуратуры области направления на данном участке, дана положительная оценка проведенной работе.

Однако самая тревожная ситуация на протяжении истекшего года наблюдалась в сферах предоставления услуг жилищно-коммунального комплекса.  За прошедший год прокурорами проверено без малого 300 организаций ЖКХ, выявлены финансовые нарушения на сумму 190 млн. руб., возбуждено 30 уголовных дел, приняты иные меры реагирования.  Организованы выездные приемные граждан по вопросам, связанным с ЖКХ. Совокупность принятых мер способствовала снижению социальной напряженности.

Несмотря на это состояние законности в жилищно-коммунальной сфере продолжает оставаться сложным. Оплата населением за потребленные услуги, если верить статистике,  превышает 93%, а долги перед энергоснабжающими организаями все увеличиваются, достигли 8 млр.рублей. Куда делись деньги? То, что они зачастую попросту расхищаются управляющими компаниями, сомнению не подлежит. В этой связи наряду с решением вопроса об ответственности виновных лиц предлагается органам власти и местного самоуправления подумать над внедрением в практику обращения в суд с заявлениями о ликвидации юридических лиц (управляющих компаний), наиболее подверженных нарушениям. Рычаги для этого имеются. А мы готовы в любой момент оказать необходимое содействие.

Требует качественного улучшения ситуация с соблюдением прав несовершеннолетних. Весьма широк спектр нарушений прав детей в сфере образования, здравоохранения,  жилищного обеспечения. По судебным решениям,  вынесенным по искам прокуроров, долгожданное жилье получили более 250 детей-сирот.

Однако в текущем году исполнение областной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" находится под угрозой срыва. В связи с изменениями федерального законодательства с 1 января текущего года полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями возложены на региональные органы власти.

На подготовку реализации нововведений предоставлялся один год. Между тем соответствующий нормативный акт принят только 19 марта, но до настоящего времени не сформирован маневренный жилой фонд, процедура приобретения и предоставления жилья не начата.

В этой связи не исполняются более 330 судебных решений, вступивших в законную силу в 2012 году и уже не имеющих отсрочек. Кроме того, необходимо учитывать, что на муниципальных учетах в качестве нуждающихся во внеочередном обеспечение жильем состоит полторы тысячи детей, приобретших право на получение жилья от органов государственной власти региона, из них у 350 сирот данное право возникло более 5 лет назад.

Бедственное положение волгоградских сирот обсуждено на межведомственном совещании в прокуратуре области с участием руководителей министерств области. Определены конкретные меры по выходу из сложившейся ситуации. За их исполнением установлен контроль.

Реализуя полномочия по другим направлениям законодальства о несовершеннолетних, прокуроры активно использовали новеллу законодательства о запрете допуска к педагогической деятельности лиц, уличенных в совершении уголовно-наказуемых деяний.  По требованию ряда прокуроров прекращены трудовые договоры с педагогами, привлекавшимися ранее к уголовной ответственности.

Вскрыты неединичные факты хищений бюджетных средств, направленных на строительство и ремонт школ, несоблюдения условий государственных и муниципальных контрактов, передачи третьим лицам государственного имущества на правах аренды без  проведения конкурсных процедур и согласия учредителя, установления дополнительных административных барьеров и игнорирования прав и законных интересов учащихся.

На регулярной основе прокурорами проводятся проверки требований законодательства о несовершеннолетних в органах опеки и попечительства. Надо сказать, что нарушения в этих структурах выявляются с завидным постоянством.

Выявлялись нарушения и в сфере медицинского обслуживания детей. Вскрывались случаи ненадлежащего исполнения медицинскими работниками своих обязанностей, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью и даже смерть детей.

Наряду с этим наблюдается тревожный фактор: в области растет преступность среди несовершеннолетних. За прошедший год  её рост превысил 19%, достиг почти 1300 преступных деяний.

Одна из причин этого в том, что профилактическая работа субъектов профилактики, определенных законами, носит не упреждающий, а в большей степени посткриминальный характер. Ситуацию усугубляет ведомственная разобщенность органов, призванных заниматься подростками.

Особую озабоченность вызывает незащищенность самих детей от криминала. Количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних на территории области, за 2012 год увеличилось на 7% (с 2128 до 2276).

Анализ состояния законности в области экономических правоотношений свидетельствует о непринятии органами власти необходимых мер к  бережному и рациональному  расходованию бюджетных средств различных уровней, в том числе при осуществлении  государственных и муниципальных закупок, обеспечении модернизации здравоохранения и образования, реализации приоритетных национальных проектов.

Только по вопросам сохранности, правомерного распределения и рационального использования государственной и муниципальной собственности выявлено более двух тысяч нарушений, почти 500 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, в суд предъявлено около 700 исковых заявлений, инициировано возбуждение 6 уголовных дел.

Прокурором Палласовского района, например, установлено, что в администрацию района для участия в программе «Социальное развитие села до 2012 года» поданы фиктивные документы жителем района о его трудоустройстве в сельской местности с целью получения социальной выплаты в размере 1050 тыс. руб. для строительства жилого дома. По инициативе прокурора виновное лицо осуждено. Такие примеры не единичны.

К сожалению, приходится констатировать, что нарушения в обозначенных областях до настоящего времени весьма распространены. Во многом это обусловлено упущениями и нарушениями в работе специально уполномоченных органов власти и местного самоуправления.

Более того, в их деятельности выявляются преступные деяния. Так, проверкой соблюдения требований законодательства при реализации арестованного имущества в деятельности Территориального управлении Росимущества в области выявлена  утрата указанного имущества на сумму около 13 миллионов рублей.

В 2012 году управлением заключен с ООО «ОПТТрейд»  государственный контракт на  реализацию арестованного имущества. На исполнение от теруправления принято имущество на сумму около 15 млн. рублей, реализовано лишь на 800 тыс. рублей. А оставшееся  к моменту истечения  срока оказания услуг по контракту и по настоящее время нереализованное имущество на сумму около 13 млн. рублей исчезло. А это 40 автомобилей, свыше 300 единиц бытовой и компьютерной техники, документы на 1 квартиру, 2 жилых дома, 1 земельный участок.

Должен сказать, что земельные участки, законность их использования - тема весьма актуальная для органов прокуратуры. 

Так, нами возвращена из чужого незаконного владения часть земельных участков регионального природного парка «Волго-ахтубинская пойма». Наряду с этим последствия бесконтрольного распоряжения данными ресурсами местными властями не устранены до настоящего времени. На охраняемых землях природного парка  как грибы расплодились так называемые дачные некоммерческие партнерства либо товарищества якобы для ведения дачного хозяйства и дачного строительства. Фактически же самоуправно изменялись цели землепользования и на особо охраняемой природоохранной территории возведены жилые дома и общественные здания.

Так, на территории  дачного товарищества  «Царицынская усадьба», объединяющего  более 300 земельных участков, большая часть территории застроена жилыми домами. Наиболее расторопные застройщики, вопреки всем нормам действующего законодательства, уже успели зарегистрировать право собственности на возведенные дома.

В «Лебяжьей поляне» также застроенной жилыми домами, право собственности зарегистрировано на  27 объектов капитального строительства. На земельных участках дачного партнерства «Белые дачи» возведено 10 многоквартирных жилых домов типа «таунхаусы». И таким образом застроены жилыми домами земельные участки сельскохозяйственного назначения, выделенные шести  дачным партнерствам и товариществам.

В 2013 году по моему поручению проведена проверка в Среднеахтубинском районе. Выявлена  масса нарушений.

Как вы знаете, эта тема вышла за пределы области  и уже озвучивалась на федеральном уровне.

Не так давно региональным законодательством полномочия по распоряжению земельными участками областного центра переданы государственной власти области. Проведенные  нами проверки соблюдения правовых предписаний министерством по управлению государственным     имуществом области вскрыли многочисленные нарушения. Заместитель министра, курирующий данный вопрос, по требованию прокуратуры дважды подвергался административному преследованию. Возбужден административный материал в отношении руководителя ведомства.

В наступившем году предстоит проведение масштабных подготовительных работ к возведению на территории Волгограда спортивных, жилых и иных объектов инфраструктуры в связи с  вхождением в число городов — участников Чемпионата мира по футболу в 2018 году.  Полагаю, что задача всех органов власти, контроля и  правоохраны - не допустить расхищения бюджетных средств, устранить административные барьеры при возведении названных объектов.

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что  сфера закупок остается наиболее коррумпированной. Прокурорами систематически принимаются меры реагирования в целях пресечения фактов размещения заказов на бесконкурсной основе, проведения конкурсов, нарушающих права участников торгов, картельных сговоров.

В необходимых случаях принимались превентивные меры к заказчикам. По результатам проведенной прокуратурой Новоаннинского района проверки по доводам Интернет-публикации главе Новоаннинского муниципального района объявлено предостережение в связи с размещением муниципального заказа о приобретении дорогостоящего автомобиля в условиях острого дефицита бюджета. Процедура проведения торгов прекращена.

С целью выявления коррупционной составляющей в поведении государственных и муниципальных служащих в истекшем году проверке подвергнуты 19 территориальных подразделений федеральных министерств и ведомств в Волгоградской области на предмет достоверности сведений о доходах государственных и муниципальных служащих.

Лишь в двух из поверенных подразделений нарушений не установлено.

Не все благополучно обстоит в вопросах исполнения должностными лицами, реализующими контрольно-надзорные, разрешительные функции, требований о предотвращении конфликта интересов.  Прокурорами выявлены факты осуществления этими лицами контрольно-надзорных полномочий в отношении предприятий, возглавляемых их близкими родственниками.        

Кроме того возбуждено 69 административных производств в связи с несоблюдением государственными и муниципальными служащими требований законодательства при смене места работы.

Мерой двойной превенции можно назвать привлечение  юридических лиц к административной ответственности за передачу незаконного вознаграждения должностному лицу от имени и в интересах юридического лица. В прошлом году назначены довольно ощутимые штрафы 3 хозяйствующим субъектам  - в размере 1 млн. руб. каждому.

В истекшем году большой общественный резонанс получили возбужденные уголовные дела, связанные с коррупционными проявлениями ряда должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. В целом количество уголовных дел коррупционной направленности возросло в 2 раза (с 462 до 938)., а преступлений более 1200. Благодаря совместной работе всех заинтересованных структур в минувшем году задокументирована преступная деятельность целого ряда высокопоставленных чиновников областного, муниципального уровня, федеральных органов исполнительной власти, а также 33 спецсубъектов.

Но очевидно, что далеко не все случаи коррупции стали достоянием правоохранительных органов. Надо признать слабые позиции оперативных служб в выявлении взяточников, а также недостаточную помощь институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией. Число поступающих от них конкретных сообщений о коррупционных проявлениях – невелико.

Между тем оснований для обращения в правоохранительные органы более чем достаточно.

В частности, органами контроля не изжита практика давления на бизнес, установления административных барьеров для понуждения предпринимателей к совершению действий, сопряженных с коррупционными проявлениями. Прокурорами повсеместно выявляются факты избыточного администрирования разрешительных процедур, их усложнения и волокиты, истребования у предпринимателей излишних документов, навязывания им платных услуг и множественных согласований, нарушения порядка рассмотрения обращений.

Так, в истекшем году вмешательства требовали случаи затягивания в выдаче лицензий Министерством здравоохранения области, избирательный подход к принятию соответствующих решений Управлением Росприроднадзора по области, надуманные Министерством промышленности и торговли основания отказа в выдаче лицензии в случае, если её соискатель не представляет карточку регистрации контрольно-кассовой техники и т.д.

Рядом органов исполнительной власти не в полной мере обеспечен переход на предоставление государственных услуг в электронной форме. Вмешательства прокуратуры потребовала ситуация с тем, чтобы в области появился доступ к системе межведомственного электронного взаимодействия ряда региональных ведомств. Аналогичная работа проведена территориальными прокурорами.

Кстати, 29.03.2013 на координационном совещании руководителей правоохранительных органов области вопросы противодействия коррупции будут обстоятельно обсуждены.

Как вы понимаете, любое дело можно считать законченным лишь после наступления ожидаемого результата. В цепи органов, стоящих на страже законности, завершающим звеном является служба судебных приставов, призванная обеспечивать реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, общества, организаций.

Однако надо признать, что существует множество проблем в деятельности регионального управления службы судебных приставов. Мало того, что значительная часть исполнительных производств необоснованно затягивается, допускаются случаи незаконного их прекращения, оставляя признанные судами факты нарушения прав граждан, хозяйствующих субъектов без реального их восстановления.

Надо ли говорить о том, что неисполненное судебное решение умаляет авторитет судебной власти.

Применение прокурорами метода «сверок» с органами и организациями, осуществляющими взаимодействие  со службой судебных приставов, позволили выявить неединичные случаи превышения судебными приставами-исполнителями должностных полномочий при реализации имущества должников, случаи фальсификации материалов исполнительных производств, необоснованной волокиты и др. По таким фактам возбуждено 25 уголовных дел.

Так, прокурором Светлоярского района вскрыт факт передачи судебным приставом-исполнителем  на реализацию 17 единиц сельскохозяйственной техники и транспортных средств, принадлежащих СПК «Светлоярский» и использовавшихся для осуществления непосредственной деятельности при посеве, сборе и последующей реализации урожая, по заниженной цене. Материальный ущерб, причиненный СПК «Светлоярский» составил более 2 млн. руб. Данному факту дана уголовно-правовая оценка.

Еще одна тема вызывает крайнее беспокойство – это состояние законности в системе исполнения уголовных наказаний.

Подрывая принцип неотвратимости отбывания наказания в порядке и условиях, определенных законом, в исправительных учреждениях допускаются факты, явно  несогласующиеся с целями назначения  наказания в виде лишения свободы. Для отдельных категорий лиц создаются привилегированные условия, отдельные комнаты, предоставляется возможность свободного хождения по зданию в ночное время, пользования запрещенными предметами, в том числе средствами мобильной связи, допущено несколько побегов.

Очевидно, что складывающаяся ситуация в любой момент может спровоцировать по инициативе осужденных неконтролируемую ситуацию, повлечь различного рода беспорядки и другие непредсказуемые последствия.

Не лучшим образом построена работа уголовно-исполнительных инспекций. Должный контроль за соблюдением осужденными общественного порядка и исполнением ими возложенных судом обязанностей не обеспечивается. Не проявляется профессиональная целеустремленность даже в тех случаях, когда осужденные  уклоняются  от отбывания наказания. Первоначальные мероприятия по установлению их местонахождения проводятся зачастую по прошествии значительного времени и неполно. 

Есть и другие сферы, заслуживающие обсуждения в сегодняшней аудитории.

И, тем не менее, закончить свой доклад хотел бы позитивным настроем на то, что сегодняшнее обсуждение наиболее актуальных проблем региона даст дополнительный импульс согласованной работе органов правоохраны, государственной и муниципальной власти по укреплению законности и правопорядка на территории области.