400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Предлагаем вашему вниманию интервью начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Соловьёва В.К. газете "Областные вести"

7 Декабря 2012

Коррупция - явление многогранное и многоликое. Чего уж там говорить, с ним по жизни сталкивался каждый. Но, пожалуй, наиболее подтвержденным коррупционным проявлениям является система государственных и муниципальных закупок. О ней мы поговорим сегодня с начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Волгоградской области Виктором Соловьевым.

 

- Виктор Константинович, правоотношения в сфере государственных и муниципальных закупок, как известно, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он неоднократно подвергался критики со стороны общественности, представителей различных органов власти и пр. А каково Ваше мнение на сей счет?

- Конечно, некоторые положения этого закона являются, как минимум, дискуссионными. По моему мнению, в нем достаточно много пробелов. Полагаю, что на законодательном уровне целесообразно закрепить принцип обусловленности процедуры размещения государственного (муниципального) заказа особенностями закупаемых товаров (работ, услуг).

 

- Сложновато как-то звучит не для юриста…

- Скажу проще… Выбор способа размещения заказа должен, помимо прочего, соответствовать специфике закупаемых товаров или сложности работ. Например, нельзя закупать сложную технику на аукционе, поскольку на аукционе единственным критерием является цена, а не качество товара. В то же время законодательство не стоит на месте и вполне возможно, что в ближайшее время оно будет изменено, по крайней мере, проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе» был опубликован в сентябре 2011 года. Так что в настоящее время приходится работать с тем законодательством, которое существует.

 

- Тогда, главный вопрос: как много нарушений при государственных и муниципальных закупках допускают чиновники региона?

- Предостаточно! За 9 месяцев 2012 года ор­ганами прокуратуры выявлено свыше 780 нарушений вышеуказанного законодательства. Опротестовано 16 правовых актов, в суды направленно 36 исковых заявлений, внесено 210 представлений, по результатам рассмотрения которых в дисциплинарном порядке привлечено к ответственности порядка 300 должностных лиц, по постанов­лениям прокуроров к административной ответственности привлечено 109 виновных должностных лиц, объявлено 20 предостережений о недопустимости нарушений закона, по материалам прокурорских проверок возбуждено 4 уголовных дела.

- Было бы любопытно узнать, какие именно сферы являются наиболее лакомыми кусками для чиновников?

- Я думаю, вы и сами знаете ответ на этот вопрос: ЖКХ, агропромышленный комплекса, дорожное строительство, образование, производство и оборот медицинского оборудования и фармацевтических препаратов. Вот этим направлениям в уходящем году мы уделяли особое внимание.

- Виктор Константинович, расскажите пожалуйста - каким образом выявляются нарушения в сфере закупок?

- Вы же понимаете, я не могу раскрыть некоторых профессиональных секретов, но замечу: одним из способов является анализ информации, представленной на официальных сайтах заказчиков. Хотите конкретики? Извольте…

Прокурором Городищенского района в ходе проверки исполнения зако­нодательства администрацией Городищенского городского поселения при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству трехэтажного двухподъездного 30-ти квартирного жилого дома с внешними инженерными сетями в р.п.Городище под «ключ» для переселения граждан из аварийного жилищного фонда были уста­новлены нарушения.

Мэр Городища еще 05.05.2012 утвердил документы об открытом аукционе в электронной форме. Согласно информации, размещенной на официальном сайте, в качестве обоснова­ния начальной (максимальной) цены контракта представлено Соглашение № 8/12. В нем говорится о взаимодействии в рамках реализации на территории рабочего поселка областной адрес­ной программы по этому самому переселению граждан с учетом необходимости развития малоэтажно­го жилищного строительства. Оно было заключено между р.п. Городище и Комитетом по строительству администрации Волгоградской области. А ведь это соглашение только регулирует порядок взаимодействия сторон и не может являться обоснованием начальной цены по строительству объекта. Кроме того, в документации о торгах отсутствовали требования к качест­ву, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безо­пасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требова­ния к результатам работ. Отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Но и это еще не все! В нарушение требований закона в один предмет торгов были объ­единены работы по подготовке проектной документации и осуществление строительства. А это приведет к ограничению количества участников размеще­ния заказа в связи с тем, что выполнение указанных работ является различны­ми товарными рынками

- Ну и как за это ответил мэр?

- Прокурором района в отношении главы администрации Городищенского городского поселения Машарова А.В. возбуждено дело об ад­министративном правонарушении.

- Есть у Вас, я уверена и примеры непомерного аппетита чиновников. Знаменитые золотые унитазы, норковые подлокотники, наши чиновники покупают?

- До такого, к счастью, пока не дошло, но страсть к непомерным тратам за бюджетный счёт у наших чиновников, увы, имеется. Вот, например, совсем недавно прокуратура предотвратила приобретение муниципальным учреждением дорогостоящей иномарки в условиях острого дефицита местного бюджета. В ходе прокурорской проверки установлено, что 02.11.2012 на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) муниципальным казенным учреждением «Экологическая служба Новоаннинского муниципального района» опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку джипа иностранного производства с начальной (максимальной) ценой контракта 2 млн. рублей. В качестве источника финансирования заказа были определены средства местного бюджета. В то же время прогнозируемый объем доходов бюджета Новоаннинского муниципального района в 2012 году составляет 603,9 млн. руб., из них безвозмездные поступления из областного бюджета – 405,7 млн. руб. (67,1% от общего объема). Предельный размер дефицита районного бюджета в текущем году равен 23,5 млн. руб. И какие тут могут быть двухмиллионные иномарки? Это же явно противоречит требованиям результативности и эффективности использования бюджетных средств!

- Вы так и не дали экологам купить себе хорошую машинку?

- Нет, конечно! Прокурором Новоаннинского района объявлено предостережение о недопустимости нарушений бюджетного законодательства главе Новоаннинского муниципального района Николаю Моисееву.

- А как обстоят дела с проблемой конкуренции при проведении закупок?

- Мягко говоря, не идеально! В ряде случаев вмешательство прокуроров потребовалось именно для пресечения нарушений, ограничивающих круг участников тор­гов. К примеру, 25 апреля 2012 года врип главы городского округа г. Михайловка Семисотовым Н.П. утверждена документация об открытом аукционе в элек­тронной форме по выбору заказчика-застройщика на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома. Опять же в рамках программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жи­лья. Документация об аукционе в качестве требований к участнику размеще­ния заказа предусматривала наличие свидетельства саморегулируемой органи­зации о допуске к определенным видам работ, ко­торые влияют на безопасность объектов капитального строительст­ва, а также оформленный в аренду или субаренду земельный участок, предна­значенный для строительства многоквартирного жилого дома, с количеством этажей не более 3-х, что незаконно! В итоге, Семисотов был оштрафован на 30 тысяч рублей.

- В России, как известно две беды, давайте поговорим о второй. Почему дороги у нас такого плохого качества, ведь контракты на их ремонт заключаются на основании конкурсных процедур?

- Вот потому и плохого качества, что при заключении контрактов допускаются отступления от требований закона. В этой сфере нередки нарушения связанные с неправомерным уклонением от установленных законом процедур, противо­правными действиями конкурсных комиссий и участников размещения заказов, приемкой невыполненных либо некачественно выполненных работ. Вот в Светлом Яре без проведения конкурсных процедур заключен договор подряда с ООО «ДСК-7» на проведение работ по пер. Степана Разина. Требовалось устранить деформации и поврежде­ния части асфальтобетонного покрытия на общую сумму 99 874, 01 рублей. Через пару дней администрацией поселка Светлый ЯР был заключен муниципальный контракт № 1 на выполнение аналогичных работ по ул. Сидорова, Спортивная, Мелиоративная на общую сумму 485 550 рублей. Таким образом, общая сумма одно­именных работ составила 585 424, 01 рублей, что требовало проведения кон­курсных процедур, а они фактически не проводились. Отсутствие конкуренции между подрядчиками, конечно же, не может не сказаться на качестве работ.

- Понятно, что несоблюдение требований законодательства о закупках, в конечном счёте, сказывается на всех сферах жизни и не способствует улучшению её качества…

- Да, в этом направлении предстоит еще много работы!

В чиновничьи уловки вникала Татьяна Бударина.