400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

Предлагаем вашему вниманию интервью прокурора области Владимира Викторовича Чурикова газете "Областные вести"

6 Сентября 2012

       «Собака лает – ветер носит»… Примерно такое отношение к средствам массовой информации в нашем регионе было еще пару лет назад. С приходом нового прокурора области Владимира Чурикова ситуация в этом вопросе кардинально изменилась. Око государево тщательно следит за публикациями и живо реагирует на них, понимая, что интересы газеты, это – интересы ее читателей, жителей региона. Именно поэтому настоящее интервью с Владимиром Викторовичем мы построили таким образом, чтобы подписчики «Областных вестей» получили ответы на ранее заданные газетой вопросы.

- Владимир Викторович! В этом году одной из самых больных тем для нашей области (в буквальном смысле этого слова) явилась африканская чума свиней. Для владельцев личных подсобных хозяйств жизненно важно знать, насколько законны и правомочны действия властей и полиции при отчуждении здорового поголовья?

- Можно понять простых людей, которые считают уничтожение поголовья в сложившейся ситуации, мягко говоря, нецелесообразным. Однако места для иллюзий в этом вопросе оставаться не должно, АЧС нельзя недооценивать. Ведь до настоящего времени препаратов для лечения этого заболевания, прошедших клинические испытания и применяемых на практике, попросту нет. Мероприятия по ликвидации и предупреждению распространения АЧС основаны на четких требованиях ветеринарно-санитарного законодательства. Единственным, подчеркну, единственным способом борьбы, а также исключительной профилактической мерой, является незамедлительное уничтожение бескровным методом всего поголовья, находящегося в первой угрожаемой зоне, которая, как правило, устанавливается в радиусе 20 км от очага АЧС. У нас на территории области только в текущем году зафиксировано 12 вспышек этого заболевания в Городищенском (1), Ленинском (3), Калачевском (2), Среднеахтубинском (1), Котельниковском (1), Светлоярском (1), Октябрьском (2), Чернышковском (1) районах области.  

В связи со сложной эпизоотической обстановкой 18.07.2012г. постановлением губернатора № 629 территория всей области вошла во вторую угрожаемую зону, в которой проводятся практически те же  ограничительные мероприятия, что и в первой (охранно-карантинные посты, переучет свинопоголовья, запрет выпаса свиней, запрет торговли на рынках продуктами свиноводства, усиление ветеринарного надзора и т.п.) за исключением отчуждения.

Не секрет, что распространение заболевания происходит молниеносно: контактирование  диких животных с домашними, перенос заболевания птицами, на одежде человека и даже элементарным перемещением сельскохозяйственной продукции. Огорчает в этой ситуации недостаточная  разъяснительная работа с населением со стороны специализированных служб и органов власти. Гражданам попросту не понятно – почему выращенных ими тяжелым трудом свиней ведут на убой. А ведь это крайняя мера - вынужденная… как говорится, из двух зол нужно выбирать наименьшее.

- А если говорить о принимаемых органами власти мерах по минимизации последствий заболевания?

- Давайте поговорим и об этом… С начала 2012 года прокуратурой проведено несколько проверок, в ходе которых вскрыты факты ненадлежащего осуществления компетентными органами и учреждениями возложенных на них полномочий по предупреждению возникновения и ликвидации вируса АЧС. У нас много претензий к работе Управления ветеринарии администрации области (с марта 2012 года – одноименного Комитета) в данном направлении. В связи с этим в адрес заместителя главы администрации области по агропромышленному комплексу и природопользованию прокуратурой внесено представление, по результатам рассмотрения которого семеро виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. В июне внесено представление уже на имя председателя Правительства Волгоградской области – к дисциплинарной ответственности привлечено должностное лицо комитета ветеринарии. В июне-июле прокуратурой области проведена проверка деятельности комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Волгоградской области. Нарушений нашлось опять же немало. В итоге внесены представления на имя министра сельского хозяйства области (в настоящее время оно находится на рассмотрении). Сейчас горрайпрокурорами продолжаются проверки исполнения ветеринарно-санитарного законодательства при проведении на подкарантинных территориях противоэпизоотических мероприятий.

Представляется, что наиболее эффективным способом борьбы с АЧС будет являться принятие соответствующей областной целевой программы  «Меры по ликвидации и предотвращению распространения АЧС» с перечнем конкретных мероприятий и соответствующим финансированием. Отсутствие целенаправленной работы в данном направлении уже негативным образом отразилось на состоянии ветеринарно-санитарной защищенности региона, регулярно страдающего от новых вспышек вируса. В этой связи прокуратурой области к облправительству предъявлен иск о понуждении утвердить указанную целевую программу. Понятно, что это потребует дополнительных финансовых затрат, но без такой программы и системной работы по предупреждению распространения АЧС, как показывает практика, на территории нашей области не обойтись.

 

- Ну тут понятно, не дремлет прокуратура… А насколько производимые компенсационные выплаты людям, у которых было отчуждено поголовье, по своим размерам соответствуют законодательству? Почему они многократно меньше понесенных владельцами личных подсобных хозяйств затрат на выращивание свинопоголовья?

 

Порядок отчуждения животных  при ликвидации очагов особо опасных болезней регламентирован на федеральном уровне. Согласно законодательству размер подлежащего возмещению ущерба определяется субъектом РФ на основании  среднерыночной стоимости за килограмм живого веса. По данным Волгоградстата среднерыночная стоимость  составляет порядка 85 рублей 80 коп. за килограмм живого веса.  Исходя из таких расчетов и производится компенсация.

Понятно, что граждане, для которых свиноводство является единственным источником доходов, хотели бы получить за продукт своего труда гораздо больше: если бы животное выросло выручка соответственно бы увеличилась. Однако нельзя забывать, что компенсация выплачивается только за живых свиней, павшие от вируса животные в компенсационных выплатах не учитываются. Еще раз подчеркну, что ситуация с отчуждением свиней в регионе вынужденная. Посему хотелось бы призвать всех заинтересованных лиц не спекулировать на чувствах граждан, не зарабатывать политические очки беспочвенными обещаниями и не дезинформировать население, поскольку обстановка и без того крайне тяжелая. О наличии конкретных фактов нарушений при компенсационных выплатах необходимо сообщать в органы прокуратуры.

- Четыре наших публикации были посвящены проблемам завода «Пивоваръ». Возмутительная, надо сказать, там творится история… Насколько законны действия полиции, фактически остановившей предприятие? Кстати, аналогичная ситуация, ассоциирующаяся со словом «рейдерство» сложилась и вокруг базы отдыха «Бакалда».

- Слово «рейдерство» звучало на коллегии Генеральной прокуратуры РФ по итогам первого полугодия 2012 года, где было сказано о необходимости самого жесткого реагирования на подобные факты, и мы готовы принимать меры по их предотвращению. Пока преждевременно говорить о том, что в действительности происходит на упомянутых Вами предприятиях – по публикациям «Областных вестей» проверка в настоящее время проводится и о ее результатах мы проинформируем позднее. Однако хотелось бы обратить внимание на следующее: в первом полугодии 2012 года от граждан в прокуратуру по всей области поступило лишь 21 обращение по поводу нарушений со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, тогда как самими прокурорами выявлено порядка 6 тыс. нарушений в их работе. Почему-то люди не проявляют активность в инициировании проверок на первоначальной стадии, когда можно гораздо эффективнее пресечь начинающиеся притеснения какого-либо предприятия. Кроме того, важно не перепутать рейдерство и спор двух хозяйствующих субъектов, а это возможно только в том случае, если руководствоваться мы будем законом, а не эмоциями. К сожалению, нередко и некоторые СМИ тенденциозно освещают подобные ситуации, тем самым «подливая масла в огонь».

А если оперировать цифрами, всего в сфере защиты прав субъектов малого и среднего бизнеса с начала года прокурорами выявлено около 1000 нарушений закона, с целью их устранения внесено свыше 200 представлений. По требованиям прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено около 200 виновных лиц. Практика прокурорского надзора показала наличие определенного количества правовых актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность. По требованиям прокуроров городов и районов области отменены 229 правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, принятых с превышением полномочий, препятствующих реализации прав предпринимателей.

- Еще один крайне больной вопрос… Принимаются ли меры по поводу бездействия муниципальных властей применительно к ремонту дорог в г. Волгограде? В частности, нас интересует проезд от ул. Симонова в Дзержинском районе к лицею № 9, которым мы пользуемся каждый день, направляясь к нашей редакции и видим, что там ситуация так и не изменилась.

- Проверка соблюдения бюджетного законодательства при исполнении муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог Волгограда за 2010 – 2011 прокуратурой проводилась во втором квартале текущего года. Всем давно известны основные проблемы в этом вопросе – хроническое недофинансирование отрасли и отсутствие должного контроля за своевременным и качественным проведением ремонта дорог со стороны администрации г. Волгограда. В результате вопиющей бесхозяйственности мэрии неосвоенными остались свыше 43 млн рублей. Проезд по ул.Симонова, к сожалению, не является чем-то исключительным и, по сути, дополняет общую картину дорог во всех районах города, техническое состояние которых в большинстве своем не соответствует требованиям госстандарта. Стоимость восстановительных работ по устранению дефектов дорог, отремонтированных в конце 2011 года, в одном только Тракторозаводском районе превышает 1млн. рублей. На основании материалов прокурорской проверки следственными органами при УВМД по г. Волгограду возбуждено уголовное дело по статье мошенничество, совершенное с использованием служебного положения. Прокурор города внес представление об устранении нарушений действующего законодательства в адрес исполняющего полномочия главы Волгограда, по результатам рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности привлечен руководитель муниципального учреждения «Комдорстрой». Помимо этого по инициативе прокуратуры указанное должностное лицо привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

Что же касается конкретно проезда от ул. Симонова к лицею № 9, то прокуратура Дзержинского района предъявляла иск о понуждении администрации г. Волгограда к проведению ее обследования в целях последующего ремонта. Департамент городского хозяйства администрации Волгограда согласился с требованиями прокуратуры и провел такое обследование. Недавно мэрия проинформировала прокуратуру города, что рассмотрит возможность ремонта проезда в 2012 года при условии выделения дополнительных денежных средств при принятии поправок к бюджету. Но чтобы не надеяться, так скажем, на обещания чиновников прокуратурой Дзержинского района подготовлено в суд исковое заявление уже о понуждении администрации города отремонтировать данный проезд. Однако нельзя забывать, что прокурор не может каждый раз «подгонять» органы власти. Вот Вы задали вопрос о дорогах, а ведь проблема стоит гораздо шире. Мы просто вынуждены предъявлять иски о признании бездействия чиновников незаконным и понуждении к установке ограждений в образовательных учреждениях, ликвидации несанкционированных свалок, спиливанию сухих деревьев и пр. А ведь это вопросы местного значения, которые должны решаться не из-под палки, а упреждаться грамотными управленцами. 

По моему глубокому убеждению для улучшения ситуации в городе, и не только с дорогами, необходим кардинальный пересмотр отношения чиновников мэрии к исполнению своих непосредственных должностных обязанностей, совершенствование исполнительской дисциплины администрации города и более внимательное отношение к потребностям населения.

- Владимир Викторович, благодарим за беседу!