400075 , г. Волгоград
ул. Историческая, 124
(8442) 31-04-73
(8442) 31-03-88

27.04.2012г. при губернаторе региона состоялось координационное совещание по обеспечению правопорядка, на котором с докладом выступил прокурор Волгоградской области

29 Апреля 2012

                                    Уважаемые участники совещания!

Целью происходящего мероприятия является выработка консолидированных мер по укреплению правопорядка и предупреждению правонарушений на территории области. Надо признать, задача не простая. Как вы знаете, по данным Министерства регионального развития, уровень социально-экономического положения Волгоградской  области  ниже среднероссийского.  Реальный сектор экономики области развит хуже, чем в других регионах, аналогичная ситуация сложилась и по показателям «Доходы и занятость населения». Кадровые потрясения в областной и муниципальной власти стали дополнительным дестабилизирующим фактором в общественно-политической жизни региона. Указанное усугубляется усилением правового нигилизма.

Поддерживая этот тезис, довожу до вашего сведения, что только прокурорами в истекшем году выявлено около 67 тысяч нарушений законности, привлечено к  дисциплинарной и административной ответственности свыше 16 тысяч человек. О нарушениях прав и законных интересов более 56 тысяч граждан нашей области обратились в прокуратуру.    Мощным поставщиком информации о нарушениях законности становятся электронные средства связи. Сайт прокуратуры области ежедневно пополняется десятками обращений граждан, взывающих о помощи.

Перечень вопросов, требующих прокурорского вмешательства, обширен.

Надзорная  практика указывает на низкий уровень законности и социальное напряжение в трудовой, жилищно-коммунальной, социальной сферах, нередко провоцируемых искусственно созданной волокитой, чиновничьим бюрократизмом и бездушием  должностных лиц.  

Неоправданно начинает угасать внимание к проблеме трудовых конфликтов, в том числе оплате труда. Официальная статистика информирует о сокращении размера задолженности по заработной плате с 85 до 17 млн.руб. В должниках  числится лишь один должник -  банкрот «Волгоградский бройлер» (Городищенский район).

Реальная же ситуация свидетельствует о другом: прокуроры практически ежедневно сталкиваются с ситуацией, когда работодатели под различными предлогами нарушают сроки и порядок оплаты труда работников. Только в истекшее время 2012 года  число выявленных нарушений  достигло 2–х тысяч. При этом отдельные работодатели неоднократно подвергались прокурорскому воздействию, что явилось основанием для постановки вопроса о дисквалификации, например, директора «Быковорайкомхоза», ООО «МагнумСтрой» Дзержинского района и ряда других руководителей в Ворошиловском, Советском,  Михайловском, Николаевском, Новоаннинском, Октябрьском районах. Наряду с этим уже возбуждено 7 уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы.

Не поддаются искоренению «серые» заработные платы, скрываемые от налогообложения и по многим причинам представляющие  социально-экономическую угрозу для общества.

Однако, органы контроля  видимо эта ситуация не беспокоит. К деятельности Государственной инспекции труда в Волгоградской области ежегодно возникает масса претензий со стороны прокуратуры. И основная из них – неосновательное освобождение от ответственности нарушителей трудового законодательства, в том числе и в случаях ущемления трудовых прав граждан, выявленных органами прокуратуры. Наряду с этим в самой инспекции не налажен контроль за исполнением своих же предписаний. По этим и многим другим основаниям нами применен ряд мер реагирования. Хотелось бы верить, что ситуация изменится в лучшую сторону.

В некоторых случаях региональные и муниципальные органы и вовсе забывают о материальных проблемах населения в момент назначения и выплаты себе денежного вознаграждения.

Так, по «доброте» за недолгий период деятельности на посту директору государственного автономного учреждения «Спартак-Волгоград» была излишне выплачена заработная плата в размере более 700 тысяч руб.

Еще более «рачительной» проявила себя администрации области при установлении должностного оклада генеральному директору ОАО «Корпорация развития Волгоградской области» в размере 300 тысяч рублей ежемесячно. Через год этого оказалось недостаточно и размер оклада увеличился до 340 тысяч рублей (это, как минимум, двухлетняя заработная плата врача или педагога). Как установила контрольно-счетная палата, сумма излишне выплаченных денежных средств составила почти 7 миллионов рублей (6 798 694 рубля). И это при том, что за 2 года корпорацией не было реализовано ни одного проекта. По крайней мере нам не удалось отыскать сколько-нибудь зримого следа (материалы переданы в Следственное управление Следственного комитета РФ по Волгоградской области).

Такого рода обстоятельства не только не остаются без внимания населения, но и вызывают протестную реакцию. Протестное движение, как мы убедились на практике, становится всё более активным. С привлечением итернетресурсов народ консолидируется для проведения различного рода акций: против нарушений в жилищно-коммунальной сфере, против плохих дорог, против нехватки мест в детских садах и т.д.

Очевидно, что решение копившихся многие годы проблем сегодня должно перейти в разряд первоочередных задач.

Более не должны быть терпимы провалы производственных программ коммунальных предприятий по содержанию и ремонту сетей, снижение качества предоставляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг, ограничение подачи коммунальных ресурсов, неоправданно завышенные тарифы по оплате коммунальных услуг. Данная сфера активно криминализируется.

В Волгограде наблюдается негативная тенденция искусственного накопления дебиторской задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями путем неоднократной передачи управления многоквартирными домами  иным организациям со сходными названиями, что исключает возможность взыскания с них образовавшейся задолженности. Размер её превысил сумму с 9 нолями.  

Полученные средства в виде платежей от граждан расхищаются. В настоящее время в производстве следственного управления Следственного комитета по области находится уголовное дело в отношении директора «ЖилСоцГаранатии» и директора «Комстроя», которыми мошенническим путем полученные от населения средства за содержание общедомового имущества перечисляли на счет индивидуального предпринимателя якобы за выполненные работы. Поступившие средства затем снимались им со счета и присваивались. Таким путем похищено несколько миллионов рублей.

Руководство управляющей компанией «управдом Кировский» в целях хищения использовало мошенническую схему «двойных платежей» за будто бы оказываемые услуги по горячему водоснабжению и отоплению 91 многоквартирному дому, которые фактически не находились в их управлении.  Введенным в заблуждение ООО «МВЦ» были начислены гражданам платежи в сумме 26 млн.рублей, из них поступившая плата в размере около 2 млн.рублей перечислена на счет управляющей компании «Управдом Кировский». Уголовное дело, возбужденное по признакам мошенничества,  находится в стадии расследования.

Это не единичные факты. В борьбе с такими явлениями прокуратура рассчитывает не только на усилия правоохранительных органов, но и государственных и муниципальных контролеров, чья деятельность пока еще остается малоэффективной.

Так, специально уполномоченный орган  - Роспотребнадзор вместо того, чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями, затеял с нами судебную тяжбу, тщетно пытаясь обосновать правомерность своей бездеятельности. Естественно, судом его позиция не была поддержана.

Не все благополучно обстоит и при обеспечении граждан жильем в новостройках. Особую озабоченность вызывает ситуация в долевом строительстве. На территории области зарегистрирован 71 объект долевого строительства, с участием более 3-х тысяч граждан. Однако их права застройщиками нередко попираются, условия договоров в одностороннем порядке систематически нарушаются. А защиты со стороны специально уполномоченных контролирующих органов  граждане порою  не находят.

Мы реально осознаем, что многие проблемы в решении социально-экономических задач области обусловлены недостатком финансирования. Но как расценивать тогда случаи нерационального или неэффективного расходования бюджетных средств, непомерные нецелевые расходы, другие вольности в отношении финансовых ресурсов?

Вот один из примеров. В порядке оказания финансовой помощи бюджету Волгоградской области для ликвидации последствий природных пожаров по поручению Президента Российской Федерации в 2010 году из федерального бюджета  выделена дотация около 700 млн. рублей, которая должна была быть использована прежде всего на восстановление и строительство объектов инфраструктуры, а также для решения иных вопросов, связанных с ликвидацией последствий пожаров. Государственным заказчиком на выполнение названных работ определен комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации области. По заключенным комитетом государственным контрактам произведено авансирование проектных и строительных работ на сумму более 37 млн. руб. Несмотря на то, что окончание всех работ по контракту ограничено 01.06.2011, на эту дату не изготовлена даже проектная документация на строительство. Реальных мер понуждения подрядчика к ускорению работ со стороны комитета не предпринималось. Не последовало должной реакции и на меры прокурорского реагирования, адресованные администрации области. По  сей день ситуация не изменилась, обещанные объекты так и не возведены.

Постановлением главы Волгограда в 2009 году утверждена Программа «Дороги Волгограда. Строительство, модернизация и ремонт автомобильных дорог Волгограда на 2009 - 2015 годы». В рамках указанной Программы в 2010 году заключено 3 муниципальных контракта на проведение работ по ремонту автомобильных дорог, в 2011 году - ещё 4 муниципальных контракта.

Проведенными прокурорскими проверками установлено, что по истечении пяти месяцев со дня наступления срока, предусмотренного муниципальным контрактом, полностью работы выполнены только по 4 контрактам, размер неосвоенных денежных средств - 43 миллиона рублей из 253 млн. выделенных.

При этом анализ аварийности свидетельствует, что на подлежавших ремонту участках дорог постоянно происходят дорожные происшествия с травмами людей. Только  в 2011 году травмы получили 12 человек.

Все более острый характер приобретает проблема сохранности бюджетных средств в ходе закупок. Анализ практики надзора свидетельствует о нарушениях на всех стадиях закупочной деятельности. В комитете экономики администрации области, муниципальных органах Быковского, Еланского, Жирновского, Котовского, Кумылженского и ряда других районов вскрыты факты размещения заказов вне установленных конкурсных процедур либо с их нарушением, установления в документации незаконных требований к участникам размещения заказа, неприменения обоснования начальной (максимальной) цены контракта, картельного сговора.

Прокуратурой города Волжского инициировано привлечение к административной ответственности председателя комиссии городского центра занятости населения по факту признания победителем в открытом аукционе в электронной форме волжскую торгово-промышленную палату, не представившую необходимые для участия в торгах документы.

При заключении государственного контракта директором ООО «Планета» с центром занятости населения Кумылженского района  допущено хищение денежных средств. По возбужденному уголовному делу проводится расследование. Есть и другие примеры эффективной работы.

Реальное содействие прокуратуре в выявлении нарушений в бюджетной сфере оказывает контрольно-счетная палата области. За прошлый год по представленным ею материалам возбуждено 13 уголовных дел.

Наряду с этим деятельность большинства муниципальных контролирующих органов вызывает серьезную озабоченность.

В частности, органы земельного контроля не стали настоящим заслоном разбазариванию земельных участков. В подтверждение этому приведу пример из практики областного центра. Местной администрацией передано в собственность на подставных лиц  земельных участков общей площадью более 120 тысяч кв.м  за 2,8 млн.рублей, т.е. более чем в 100 раз ниже её реальной стоимости. Больших трудов, несмотря на сопротивление администрации города, стоило вернуть земельный участок в муниципальный фонд. Надзорная практика нас убеждает, что земельные правоотношения становятся все более коррупционноемкими.

Коснувшись сферы противодействия коррупции, отмечу, что принимаемые антикоррупционные меры пока ещё не достигают поставленной цели. Зачастую неискоренимость этого социального зла зиждется на ложном представлении чиновников о вседозволенности и низком уровне доверия населения к органам власти и правоохраны.

Крайне насыщено нарушениями законодательство о государственной и муниципальной службе. За истекший год  вскрыто почти 5 тысяч нарушений. Это значительно больше, чем где-либо в Южном федеральном округе. За нарушения, создающие условия для коррупции, к дисциплинарной ответственности привлечено больше 1,5 тысяч чиновников. В области по-прежнему распространен протекционизм, семейственность при назначении на государственные и муниципальные должности.

Государственными  и муниципальными служащими  нередко представляются недостоверные и неполные сведения о доходах, не соблюдаются запреты и ограничения, а также не исполняются обязанности, установленные законодательными актами Российской Федерации.

Несмотря на то, что преступления коррупционной направленности характеризуются высоким уровнем латентности, в прошлом году возбуждено 649 уголовных дел этой категории, в том числе 322 преступления о взяточничестве. Уже в этом году разоблачено 54 факта получения взятки.

Одной из главных задач органов прокуратуры является обеспечение качественного и упреждающего надзора за законностью деятельности по выявлению, пресечению и расследованию преступлений на территории региона.

Последовательно и целенаправленно реализуя свои полномочия, прокуроры ежегодно выявляют тысячи нарушений в деятельности органов следствия и дознания, а также в работе оперативных подразделений.

Из года в год мы сталкиваемся с укрытием преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Достаточно сказать, что в 2011 году из 40 с небольшим тысяч зарегистрированных преступлений более 4,5 тысяч (а это 11,5%) было укрыто и восстановлено на учет в ходе надзорной деятельности прокурорами. Из них 35 – это причинение тяжкого вреда здоровью граждан, более сотни наркопреступлений.

Порой свое законное разрешение обращения пострадавших от преступлений находят спустя многие месяцы, а то и годы.

Все это приводит к утрате доверия населения и обоснованной критике средств массовой информации.

В этом году положение существенно не изменилось. За три месяца прокуроры восстановили на учете более 1200 преступлений – 12% от числа зарегистрированных.

 Не все в порядке и с уголовными делами, расследование которых имеет порой неоправданно затяжной характер. И наряду с объективными причинами, такими как сложность, многоэпизодность, проведение длительных экспертиз, нередко вскрывается волокита, бессистемное и неквалифицированное расследование.

И если сроки дознания в текущем году стали продлеваться реже, то следователи по-прежнему каждое 3-тье дело заканчивают с превышением процессуальных сроков, установленных законом, как правило, после неоднократных продлений.

Вопросы раскрываемости преступлений, как и выявление отдельных их видов неразрывно связаны с качеством проведения оперативно-розыскных мероприятий и правильной фиксацией их результатов.

Как показывает практика, в ряде случаев по делам оперучета допускается волокита, планирование типовое и формальное, сами дела прекращаются при отсутствии оснований или с нарушением установленного порядка. Не изжита погоня за цифровыми показателями в ущерб реальной работе.

Указанные недостатки среди прочего обусловили и снижение эффективности деятельности по выявлению таких латентных посягательств как наркосбыт на 12%, преступлений в сфере экономики почти на 36%, а также совершенных ОПГ.

К этому считаю необходимым добавить, что методы раскрытия некоторых преступлений весьма сомнительны. Поступают неединичные жалобы об избиении задержанных, подбрасывании наркотиков подозреваемым, давлении на предпринимателей. В связи с названными обстоятельствами к уголовной ответственности привлечен ряд работников правоохранительных органов.

Анализ преступности по субъективным её характеристикам позволяет сделать вывод о неослабевающем влиянии социально-экономических факторов на воспроизводство преступности в регионе. Более 65% от общего числа лиц, изобличенных в совершении преступлений в прошлом году, не имели постоянного заработка, более 3 тысяч преступников в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянения, 124 – под воздействием наркотиков. Каждый  десятый из привлеченных к уголовной ответственности уже имел преступный опыт. 

Не улучшилась ситуация и в текущем году, что красноречиво свидетельствует о недоработках в профилактической работе.

И хотя основы социальной профилактики правонарушений в области закреплены в одноименной долгосрочной областной целевой программе на 2010-2014 годы, по ряду ключевых направлений запланированная эффективность программы не достигнута.

На наш взгляд, программа не срабатывает по причине отсутствия в регионе единой политики органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на упреждение допреступных правонарушений и преступлений. Нет нужного эффекта от реализации этой программы в основном из-за бездействия координатора программы - комитета  по делам казачества администрации области, не обеспечившего включение всей системы профилактики в эту работу.  А ведь преступление выгоднее предотвратить, чем минимизировать его последствия.

В 2011 году на реализацию программных мероприятий выделено 24 млн.рублей, освоено лишь около 3 млн.руб. 

Большинство принятых муниципальных программ профилактики не наполнены реальным содержанием, особенно в части мер по предупреждению правонарушений среди молодежи, бытовой, рецидивной и «пьяной» преступности, профилактики терроризма и экстремизма.

Горрайпрокурорами вскрывались неединичные случаи, когда программы наполнялись не реальным содержанием системных мероприятий профилактического характера, обеспеченных финансовой поддержкой, а включением в них отдельных полномочий органов власти, относящихся к текущей деятельности органов власти.

К примеру, на комитет по здравоохранению администрации района и ОВД по Среднеахтубинскому району возложена обязанность по организации обследований врачом – наркологом лиц, в том числе несовершеннолетних, предположительно находящихся в состоянии алкогольного, токсического и наркотического опьянения, доставленных сотрудниками ОВД для проведения обследований, а также для оказания им при необходимости медицинской помощи.

Надо признать, что система плановой программной профилактики правонарушений в области находится на периферии приоритетов областной и муниципальных властей.

Аналогичная ситуация сложилась и с антинаркотическими программами, некоторые из которых  не имели какой-либо смысловой нагрузки, а другие исполнялись из рук вон плохо. И в первую очередь это относится к  должностным лицам Алексеевского, Быковского, Городищенского, Еланского, Иловлинского и целого ряда других районов.

Кстати, у нас нет  самостоятельной региональной программы профилактики терроризма и экстремизма. При всей надежности базовой работы правоохранительных органов это недопустимо, особенно в части предупреждения экстремистских проявлений в молодежной среде, в межэтнических отношениях, в средствах массовой информации, печатной продукции, в деятельности общественных организаций.

В своем докладе я остановился лишь на доминирующих направлениях, требующих укрепления режима законности, хотя многие другие вопросы заслуживают вашего внимания.